2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

01.04.2020

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) проводится 2 апреля, начиная с 2008 года, он установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН № A/RES/62/139 от 18 декабря 2007 года.

Цель мероприятия — подчеркнуть необходимость помощи людям, страдающим аутизмом, повысить уровень их жизни. Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира. По оценкам экспертов различным формам аутизма подвержено до 1% населения и частота встречаемости расстройств аутистического спектра (РАС) выше, чем изолированная глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна и детские онкозаболевания. Частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, интеллектуального и социального статуса родителей. Особенно часто расстройства аутистического спектра отмечаются в последнее десятилетие.

Термин «аутизм» (от греческого «autos» — сам) впервые введен известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

Аутизм это психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга и характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Заболевание проявляется в трехлетнем возрасте.

Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии. В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра», объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающих группу детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Существуют разные теории, в силу чего возникает такое заболевание, но ни одна из них не может объяснить природу аутизма. На сегодняшний день аутизм неизлечим.

Родителям следует насторожиться, если у ребенка отмечаются следующие особенности:

  • он не отзывается, когда зовут по имени;
  • не может объяснить, чего он хочет;
  • испытывает задержку темпов речевого развития;
  • не следует никаким указаниям взрослых;
  • периодически появляются нарушения слуха;
  • не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
  • плохо устанавливает визуальный контакт;
  • не улыбается другим;
  • не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
  • не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;
  • не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
  • не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
  • наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

А также при наличии других особенностей в поведении, которые настораживают родителей, необходимо обратиться к участковому педиатру (неврологу, психологу, психиатру).

Аутизм у ребёнка – не приговор. При правильном уходе, ранней коррекции, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети способны вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми. Всемирный день информирования о проблеме аутизма позволяет объединить усилия родителей, специалистов и людей, не безразличных к чужим проблемам.

Под организацией оказания медицинской помощи детям с таким диагнозом подразумевается, в первую очередь, ранняя диагностика и лечение тех психических нарушений, которые сопутствуют либо осложняют течение аутизма. Акцент делается на психокоррекционную помощь и реабилитацию, которые могут изменить качество жизни детей с аутизмом, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников. Если использовать адекватные условия, формы и методы обучения детей с аутизмом, можно значительно снизить влияние аутизма на развитие ребенка, оптимизируя его жизнь в сторону максимально полноценной, включенной в общество, самостоятельной и независимой.

Отдел общественного здоровья