Беларусь приняла Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2021−2025 годы

11.08.2021

План направлен на предоставление равных прав и возможностей для мужчин и женщин. Стратегическая цель документа — внедрение в реализацию государственной политики гендерного фактора как неотъемлемого условия равноценного развития человеческого капитала мужчин и женщин. Беларусь приняла национальный план действий по обеспечению гендерного равенства. Он рассчитан на 2021−2025 годы и направлен на предоставление равных прав и возможностей для мужчин и женщин. Цель плана — внедрение в реализацию государственной политики гендерного фактора как неотъемлемого условия равноценного развития человеческого капитала мужчин и женщин.

С полным текстом документа можно ознакомиться на Национальном правовом интернет-портале.

Как отмечается в документе, реализация гендерной политики в Республике Беларусь основана на соблюдении национальных интересов с учетом общепризнанных принципов международного права и прав человека, поддержке традиционных ценностей и культурных устоев белорусского общества. В предстоящий пятилетний период и в долгосрочной перспективе вопросам гендерного равенства будет уделено особое внимание в рамках работы по достижению Целей устойчивого развития, содержащихся в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Для целей Национального плана под гендерной политикой понимается комплекс правовых и организационно-административных мер национального и регионального уровней, направленных на достижение и сохранение юридического и фактического равенства мужчин и женщин, а также предоставление равных возможностей женщинам и мужчинам (девочкам и мальчикам) для самореализации и развития во всех сферах общественных отношений.

В Национальном плане выделены несколько приоритетных направлений:

  • выравнивание социально-экономических возможностей мужчин и женщин,
  • содействие совмещению родительских и профессиональных обязанностей,
  • противодействие насилию в семье и торговле людьми,
  • обеспечение гендерно-ориентированной охраны здоровья,
  • совершенствование институциональных механизмов по обеспечению гендерного равенства,
  • информационная и просветительская работа.

 

Гендерное равенство в Беларуси: актуальная ситуация

В документе отмечается, что Беларусь достигла высокого уровня гендерного равенства в обществе. Согласно Глобальному докладу о гендерном разрыве за 2019 год Всемирного экономического форума Беларусь занимает 29-е место в мире среди 153 стран в Индексе гендерного разрыва и является одним из лидеров в обеспечении равноправия мужчин и женщин среди стран Восточной Европы и Средней Азии. По индексу гендерного неравенства Республика Беларусь находится на 27-й позиции из 162 стран.

Как пишут авторы плана, женщины широко представлены в государственном управлении — они составляют 68% всех госслужащих, при этом в должностях руководителей организаций и заместителей их более 58%, утверждается в документе. 69% госслужащих, работающих в судебной системе, — тоже женщины.

Вместе с тем остается ряд вопросов, требующих дальнейшей консолидации усилий и планомерных действий, — говорится в документе.

Среди женщин по-прежнему очень высока доля тех, кто работает в сфере услуг (а это 73,6%). Мужчины, как правило, работают в производственной сфере (там их 56,5%).

Женщины составляют лишь 26,7% выпускников учебных заведений по специальностям, связанным с наукой, технологиями, инженерией и математикой, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего продвижения в этих областях.

Отмечается в документе гендерное неравенство в экономической сфере. Оценочный валовой национальный доход на душу населения у женщин ниже, чем у мужчин. Уровень занятости — тоже. Сохраняется разрыв и в оплате труда: согласно данным за 2019 год, белорусские женщины зарабатывают на 27% меньше, чем мужчины.

В среднем женщины тратят в два раза больше времени, чем мужчины, на недоплачиваемый труд по уходу за детьми и на работу по дому. А если в семье есть дети до 10 лет, то разрыв увеличивается до 2,5 раза.

За последние десять лет разрыв в ожидаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами сократился, но по-прежнему остаются значительным: более 10 лет. В 2019 году ожидаемая продолжительность жизни у женщин составила 79,4 года, у мужчин — 69,3.

Несмотря на развитие законодательства о профилактике насилия в семье и развитие системы услуг, предоставляемых государством и общественными объединениями пострадавшим от насилия, требуются более оперативные и комплексные решения в целях противодействия насилию в семье. Наличие устоявшихся традиционных стереотипов, недостаточное осознание обществом необходимости гендерного равенства также является одним из препятствий на пути к достижению фактического равенства женщин и мужчин, — пишут в документе.

Из-за неравенства, в том числе гендерного, Беларусь теряет 6,4 процента в человеческом развитии — это следует из Доклада о человеческом развитии за 2019 год.

Достижение гендерного равенства в Беларуси: что предлагает Национальный план

Беларусь планирует развивать и осуществлять гендерную политику по нескольким направлениям. В каждом предлагается реализовать ряд мероприятий и инициатив.

  1. Выравнивание социально-экономических возможностей мужчин и женщин
  • повышение престижа отцовства (тематические конкурсы и мероприятия, празднование Международного дня отца);
  • продвижение среди работодателей концепции «Компания, дружественная родителям», которая направлена на создание благоприятных условий труда для работников с семейными обязанностями;
  • помощь женщинам, в том числе в сельской местности, в организации предпринимательской и ремесленной деятельности;
  • развитие предпринимательской инициативы и профессионального потенциала женщин;
  • сокращение списка тяжелых работ и работ с вредными условиями труда для женщин.
  1. Обеспечение гендерно-ориентированной охраны здоровья
  • повышение компетентности врачей общей практики по вопросам репродуктивного и сексуального здоровья, включая репродуктивное и сексуальное здоровье подростков;
  • развитие службы планирования семьи;
  • внедрение образовательных программ по вопросам профилактики и лечения рака шейки матки;
  • создание разноуровневой системы охраны мужского репродуктивного здоровья.
  1. Развитие институционального механизма по обеспечению гендерного равенства
  • рассмотрение рекомендаций Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин;
  • совершенствование научно-методическое обеспечение системы образования с учетом принципа гендерного равенства и гендерных различий;
  • включение элементов гендерного анализа при разработке проектов нормативных актов по вопросам осуществления предпринимательской деятельности;
  • улучшение условия содержания задержанных иностранных граждан (построить и ввести в эксплуатацию центры временного содержания иностранцев) и другое.
  1. Противодействие насилию в семье и торговле людьми
  • совершенствование законодательства в сфере предупреждения насилия в семье;
  • проработка вопроса о создании реестра информации о случаях домашнего насилия;
  • оценка потребности граждан в социальных услугах по выходу из трудной жизненной ситуации;
  • создание для пожилых людей, людей с инвалидностью информационных материалов об оказании помощи пострадавшим от насилия в семье;
  • освещение в СМИ вопросов, связанных с домашним насилием;
  • создание в Академии МВД межведомственного ресурсного центра по предупреждению насилия в семье, организация повышения квалификации по этому вопросу;
  • повышение квалификации судей по вопросам профилактики и противодействия гендерному насилию (с акцентом на насилие в семье);
  • мониторинг организации работы по предупреждению насилия в семье, в том числе по работе «кризисных» комнат и другое.
  1. Информационно-просветительское сопровождение мер, направленных на обеспечение гендерного равенства

Запланированы информационные и просветительские кампании, направленные на повышение уровня гендерной культуры белорусского общества, проведение круглых столов и научных конференций по гендерным проблемам.

Отдел общественного здоровья
Подготовлено по материалам сайта genderperspectives.by