Всемирный день без табака 2020 г.: защитить молодежь

29.05.2020

31 мая 2020 г. ВОЗ и активисты в сфере охраны общественного здоровья разных стран вместе отметят Всемирный день без табака, темой которого станет защита подрастающего поколения с акцентом на «защиту молодых граждан от манипуляций со стороны табачной индустрии и профилактику употребления ими табака и никотина». Табачная индустрия рассматривает молодых людей как новую потребительскую группу, отличающуюся особой уязвимостью перед продукцией, вызывающей привыкание.

По данным, опубликованным в 2015 г., во всем мире табак курят 17% молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. В Европейском регионе табак употребляют 11,5% девочек и 13,8% мальчиков в возрасте от 13 до 15 лет. Несмотря на то, что на протяжении последних лет этот показатель снижается благодаря чрезвычайным стараниям активистов и организаций, ведущих борьбу против табака, необходимо приложить дополнительные усилия для защиты уязвимых возрастных групп. Как хорошо известно представителям табачной индустрии, человек, который начинает курить в возрасте до 20 лет, рискует стать зависимым от табака, а также утрачивает способность контролировать свое поведение в части курения на более поздних возрастных этапах. Таким образом табачная индустрия намеренно навязывает молодым людям смертоносную зависимость, и, поскольку главной темой Всемирного дня борьбы против табака 2020 г. является защита молодежи, 31 мая необходимо использовать все методы и средства борьбы с действиями табачных компаний.

Так каким же образом производители табачных и никотиновых изделий манипулируют молодежью?

• Использование в составе табачных и никотиновых изделий привлекательных для молодежи ароматических добавок, например, с запахом вишни, жевательной резинки и сахарной ваты, отвлекающих внимание от риска для здоровья и провоцирующих попробовать такие изделия;

• современный дизайн и привлекательная форма изделий, которые легко брать с собой и можно принять за что-то другое (например, изделие имеет форму флеш-карты или конфеты);

• продвижение якобы «менее вредных» или «более чистых» альтернатив традиционным сигаретам при отсутствии объективных исследований в обоснование таких утверждений;

• стимулирование сбыта табачных и никотиновых изделий в рамках соглашений со знаменитостями/лидерами мнений (например, в Инстаграме) и конкурсов, спонсируемых брендами;

• маркетинг в часто посещаемых детьми магазинах розничной торговли, в том числе путем размещения продукции вблизи кондитерских изделий, снеков или прохладительных напитков, для обеспечения их заметности в зонах, где часто находятся молодые люди (сюда относится предоставление магазинам рекламных материалов и торговых витрин);

• поштучная продажа сигарет и других табачных и никотиновых изделий вблизи школ, удешевляющая и упрощающая доступ учащихся к табачной и никотиновой продукции;

• скрытая реклама табачной продукции в кинофильмах, телепередачах и онлайновых потоковых трансляциях;

• размещение в местах, часто посещаемых молодыми людьми, автоматов по продаже сигарет с ярким рекламным оформлением и демонстрацией пачек, создание мотивов для нарушения правил в отношении сбыта такой продукции несовершеннолетним;

• подача судебных исков, призванных ослабить самые различные антитабачные нормы и правила, в том числе касающихся размещения предупреждений, демонстрации продукции в точках продажи, а также ограничения ее доступности для детей и сбыта детям (и особенно запрещающих продажу и рекламу табачных изделий вблизи учебных заведений).

Как индустрия делает молодежь своей целевой аудиторией

Стремясь манипулировать молодыми людьми, табачная индустрия прибегает к методам «приукрашивания» своей продукции, старается сделать ее более привлекательной для определенных групп населения, в частности, при помощи фирменной упаковки или символики. Эти методы стали наиболее очевидными в контексте возникшего в последнее время небывалого интереса к электронным сигаретам и нагреваемым табачным изделиям. Одни из самых новаторских приемов, создаваемых индустрией, находят применение в ее маркетинговых стратегиях. Различные секторы экономики все в большей степени переносят свои рекламные кампании в интернет, и табачная индустрия не является исключением: компании привлекают влиятельных пользователей социальных сетей к рекламе опасной для здоровья продукции. При этом зачастую они действуют в обход традиционных правил и норм, регулирующих рекламу и стимулирование сбыта табачных изделий, так как информация, скрыто продвигающая эту продукцию («продакт-плейсмент»), не обозначается как рекламное объявление, а негласно встраивается в другие материалы, размещаемые в социальных сетях. Это вызывает особую тревогу применительно к молодым женщинам и девочкам, которые являются главной мишенью рекламы, проводимой через известных пользователей социальных сетей.

Мероприятия, приуроченные ко Всемирному дню без табака 2020 г., демонстрируют подходы, способные помочь молодым людям контролировать свое здоровье и избежать табачной зависимости. Во Всемирный день без табака мы призываем активных сторонников борьбы с табаком принять меры для защиты этих возрастных групп и организовать проведение кампаний и мероприятий, направленных на все сферы общественной жизни, чтобы сформировать у подрастающего поколения устойчивость перед соблазном попробовать табак и уверенно двигаться в будущее без табака.

Глобальная кампания по случаю Всемирного дня без табака 2020 г. призвана:

• продемонстрировать несостоятельность существующих заблуждений и рассказать о манипулятивных приемах, применяемых производителями табачной и никотиновой продукции, особенно в целях сбыта продукции молодежи, в том числе за счет вывода на рынок новых и оригинальных изделий, использования ароматических добавок и других привлекательных потребительских характеристик;

• дать молодым людям знания о намерениях и тактике табачной и никотиновой индустрии по вовлечению нынешнего и будущих поколений в употребление ее продукции;

• расширить возможности лидеров мнений (в поп-культуре, социальных сетях, в учебных заведениях и дома) по защите и отстаиванию прав молодых людей и дать толчок реальным изменениям, вовлекая их в борьбу против крупного табачного бизнеса.

Отдел общественного здоровья, по материалам ВОЗ