Неукоснительное соблюдение требований законодательства о труде и об охране труда – залог безопасного труда
29.04.2019
Право на труд, а также на здоровые и безопасные условия труда относятся в соответствии с Конституцией Республики Беларусь к основополагающим правам граждан.
В целях реализации данных прав в республике сформирована соответствующая законодательная база, регламентирующая права и обязанности как нанимателей (работодателей), так и работников (работающих). Ее основу образуют Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», акты Главы государства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, а также принятые в их развитие нормативные правовые акты.Для придания работе по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих системного характера управление охраной труда в стране осуществляется на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях, а также непосредственно в организации.
Создана действенная система надзора за соблюдением прав граждан на здоровые и безопасные условия труда. Надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в организациях республики, независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляет Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты.
Профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, об охране труда и за выполнением коллективных договоров (соглашений).
Начиная с 2002 года в Республике Беларусь реализуются государственные программы по улучшению условий и охраны труда. В настоящее время реализуются мероприятия подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73, которые осуществляются по следующим направлениям:
1) анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;
2) проведение ежегодных отраслевых и территориальных смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда с целью формирования у работников и руководителей культуры охраны труда;
3) организация и проведение Дней охраны труда и других аналогичных мероприятий в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;
4) проведение семинаров по охране труда.
В целях обеспечения соблюдения требований законодательства об охране труда проводится работа по повышению уровня квалификации руководителей и специалистов организаций в области законодательства об охране труда. Органами государственного управления ежегодно проводится проверка знаний у 50,0 тыс. руководителей, должностных лиц, членов комиссий для проверки знаний работников организаций по вопросам охраны труда.
С целью привлечения внимания общественности к вопросам охраны труда продолжена работа по размещению соответствующей социальной рекламы в виде плакатов, баннеров и лент-растяжек, в том числе на транспортных средствах путем трансляции роликов по охране труда по видеотерминалам.
Согласно данным государственной статистической отчетности 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям и охране труда» в организациях республики по состоянию на 1 января 2019 года по сравнению с 1 января 2018 года количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях, представляющих отчет, уменьшилось с 607 831 до 547 112.
В организациях республики в течение 2018 года приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов 29 862 рабочих места для 37 503 работников (улучшены условия труда на 18 583 рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда для 29 012 работников).
Наибольший удельный вес рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда к общему числу рабочих мест отмечается в организациях, подчиненных концерну «Белнефтехим», Минстройархитектуры и концерну «Беллесбумпром», Минлесхозу, вкоторых около половины работников заняты в неблагоприятных условиях труда.
В 2018 году в республике по данным Минздрава зарегистрировано 72 случая впервые выявленных профессиональных заболеваний (в 2017 году – 84).
Наибольшее количество профессиональных заболеваний зарегистрировано в г. Минске и Минской области.
Несмотря на принятые меры, в 2018 году возрос уровень производственного травматизма. Так, по данным Департамента и БРУСП «Белгосстрах» в результате несчастных случаев на производстве в 2018 году травмировано 2020 работающих (в 2017 году – 1689), из них погибло на производстве 144 человека (в 2017 году – 115). Среди травмированных и погибших на производстве наибольшее количество составляют работающие промышленности.
Анализ производственного травматизма показывает, что наиболее часто гибнут на производстве работники, имеющие стаж работы по профессии менее 5 лет, при этом почти каждый четвертый погибший на момент травмирования имел стаж работы по специальности менее 1 года.
Анализ завершенных расследований несчастных случаев на производстве в организациях республики свидетельствует, что большинство подобных происшествий обусловлено неисполнением работодателями и (или) самими работающими требований охраны труда.
При этом удельный вес несчастных случаев, произошедших из-за необеспечения работодателями (их должностными лицами) безопасных условий труда, продолжает оставаться значительным.
Мониторинг причин несчастных случаев со смертельным исходом показывает, что зачастую они являются следствием неисполнения руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, а также нарушения потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, что свидетельствует о наличии недостатков и упущений в обеспечении работодателями контроля за соблюдением должностными лицами и работниками требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины.
Анализ причин травматизма показывает, что уменьшение административного регулирования деятельности работодателей со стороны органов государственного управления и контролирующих (надзорных) органов не компенсировано соответствующим ростом мотивации работодателей и их должностных лиц к обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
Основными направлениями работы по обеспечению соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в дальнейшем будут являться:
- дальнейшее развитие законодательства об охране труда с учетом практики его применения, проводимой политики по либерализации предпринимательской деятельности, а также совершенствования технологических процессов, производственного оборудования, улучшения качества сырья и материалов;
- выработка эффективного механизма, в первую очередь экономического характера, стимулирующего работодателей к обеспечению безопасности работающих в процессе производственной деятельности;
- реализация органами государственного управления и организациями мероприятий подпрограммы «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73;
- дальнейшее совершенствование способов осуществления надзорной деятельности за счет смещения акцента с пресечения нарушения законодательства об охране труда на их предупреждение и профилактику.
Инженер по охране труда Д.И.Зайцева