19 сентября – День здоровья школьников. Профилактика нарушений зрения.
13.09.2013
Согласно данным ВОЗ, в развитых странах 20% детей дошкольного возраста и каждый четвертый школьник имеют проблемы со зрением.
Профилактика снижения зрительных функций у детей приобретает особую актуальность в наш век тотальной компьютеризации. Начинать профилактику снижения зрительных функций у детей надо с самого рождения и этот процесс должен быть комплексным, включающим не только медицинские аспекты, но и социальные.
Близорукость (миопия) – наиболее частый дефект зрения. Приобретенная близорукость проявляется уже среди дошкольников (до 9%), но чаще возникает в школьном возрасте и к 3 – 4 классу поражает 15 – 17% детей. К совершеннолетию примерно четвертая часть учащихся из-за миопии в той или иной мере ограничены в выборе профессии.
Возникновение и прогрессирование близорукости у детей и подростков совпадает с периодом интенсивного роста организма и неблагоприятным воздействием в этот период ряда внешних и внутренних факторов.
ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ПРИОБРЕТЕННОЙ БЛИЗОРУКОСТИ:
• неправильный режим зрительной работы на близком расстоянии;
• наследственная предрасположенность;
• нарушение питания наружной капсулы глаза – склеры;
• повышение внутриглазного давления.
Как правило, у детей с подобными нарушениями зрения при обязательном комплексном обследовании выявляются изменения со стороны вегетативной, сердечно-сосудистой системы, имеются нарушения функции щитовидной железы, органов пищеварения, почти всегда отмечаются нарушения осанки, нередки очаги хронической инфекции (тонзиллит, кариозные зубы, глисты). Кроме того, в крови обнаруживается снижение содержания кальция, фосфора. Профилактические мероприятия при приобретенной близорукости должны быть направлены на оздоровление организма в целом и важно, строго соблюдать правила гигиены зрения.
Расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30 – 35 см, желательно поместить книгу при чтении на специальную подставку с углом 15 градусов, читать при прямом положении туловища, голова слегка наклонена вперед.
Дома для занятий должно быть отведено светлое место у окна.
Вечером кроме общего освещения, следует пользоваться настольной лампой (60 ВТ), свет от которой должен падать слева и только на рабочую поверхность – глаза находятся в тени.
Вредная привычка читать лежа может явиться одним из провоцирующих близорукость факторов.
Зрительная нагрузка в домашних условиях должна быть не более 1,5 – 2 часов. На каждые 30 – 40 минут на близком расстоянии 5 – 10 минут активного перерыва. Необходимы ежедневный активный отдых на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом, подвижные игры.
Необходимо следить за соблюдением достаточной продолжительности сна: учащиеся 1 – 4 классов – 10 часов; 5 – 8 классов – 9 часов; 9 – 11 классов – 8 часов.
Рацион питания детей с нарушением зрения должен включать продукты, богатые витаминами, микроэлементами (морковь, черника, курага, творог, грецкие орехи и т.д.), рекомендуется молочно-растительная диета.
При зрительном утомлении и близорукости любой степени полезна гимнастика для мышц глаз, которая улучшает кровообращение, повышает зрительную работоспособность. С этой целью рекомендуется комплекс упражнений для ежедневного выполнения в домашних условиях сразу после школьных занятий и после приготовления домашнего задания.
УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ СИДЯ:
1. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 сек., затем открыть на 3 – 5 сек. Повторять 6 – 8 раз.
2. Быстро моргать в течение 1 – 2 мин.
3. Закрывать веки. Массировать их с помощью круговых движений пальца 1 минуту.
4. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1 – 2 сек. Снять пальцы с век. Повторять 3 – 4 раза.
5. Смотреть вдаль перед собой 2 – 3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3 – 5 сек. Повторять 6 – 8 раз.
6. Голова не подвижна. Поднять глаза кверху. Сделать ими круговые движения по часовой стрелке, против часовой стрелки. Повторять 3 – 6 раз.
УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ СТОЯ:
1. Голова неподвижна. Поднять полусогнутую правую руку вверх, медленно передвигать каждый палец слева направо 10 – 12 раз, затем сверху вниз 10 – 12 раз.
2. Вытянуть руки вперед на ширину плеч на уровне глаз. Посмотреть в правый верхний угол комнаты, перевезти взгляд на кончики пальцев левой руки. Посмотреть в правый верхний угол комнаты, перевезти взгляд на кончики пальцев правой руки. Повторить 3 – 4 раза.
3. стать перед окном. На расстоянии 25 см на уровне глаз на окне прикрепить метку (кружок 2 – 3 мм). Поочередно фиксировать метку и какой-либо объект за окном, расположенный на уровне метки. Повторить 8 – 10 раз.
Жанна Александрова, валеолог ГУ «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»