А ваш ребенок готов к школе?

14.07.2014

Некоторые мамы и папы хотят, чтобы ребенок непременно пошел в первый класс — чем раньше, тем лучше. Другие в раздумьях: не хочется сокращать ребенку период относительно беспечного детства. Третьи вообще не имеют определенного мнения.

Кодекс об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести лет.

Существует несколько критериев определения готовности детей к обучению в школе:

интеллектуальная готовность – достаточно ли у ребенка знаний, необходимых для обучения, ориентируется ли он в окружающем мире, смене времен года, погодных явлениях, растениях и животных, цветах и формах, представляет ли, в какой стране живет, кто его родители. Способен ли решать логические задачи, запоминать простые последовательности, совершать математические действия, работать с литературой (даже если малыш не умеет читать, он может пользоваться книгой, представлять, зачем она нужна);

физическая готовность – способен ли ребенок осилить школьные нагрузки без вреда для здоровья. Может ли бегать, прыгать, делать простые гимнастические упражнения, носить рюкзак с книгами, долго сидеть или стоять;

моторная готовность – достаточно ли сформированы кисти рук ребенка для совершения сложных манипуляций. Умеет ли он рисовать (хотя бы срисовывать) буквы, вырезать из бумаги и наклеивать вырезанное, лепить из пластилина, закрашивать контур и обводить его. Способен ли сам справиться со шнурками и пуговицами, застежками и молниями;

эмоциональная готовность – в состоянии ли ребенок справиться со своими чувствами, контролировать свое поведение хотя бы какое-то время. Сможет ли высидеть полчаса урока, выполнять неинтересное задание, подчиняться требованиям педагога. Умеет ли обходиться без истерик, скандалов, выплесков агрессии в классе;

социальная готовность – созрел ли ребенок для жизни в коллективе. Готов ли взаимодействовать с одноклассниками, дружить с ними, заниматься совместной деятельностью, признавать их успехи и демонстрировать свои. Умеет ли отстаивать свои интересы без драк и ябедничества, договариваться в случае конфликтов. Способен ли осознавать, приемлемо ли его поведение в обществе;

психологически-мотивационная готовность – понимает ли ребенок, зачем ему нужна школа, почему нужно учиться и добиваться результатов. Испытывает ли интерес к занятиям, новым знаниям и навыкам, контакту со сверстниками. Стремится ли хорошо выполнять задания, отвечать на уроках, демонстрировать успехи.

Необходимо учитывать, что решающим фактором готовности к школе являются не сами навыки, а способность ребенка осваивать их, углублять и расширять. Неважно, умеет ли малыш бегло читать или красиво писать, важно, может ли он улучшать свои достижения без запредельных усилий.

И не следует забывать, что переизбыток знаний и навыков может снизить мотивацию первоклассника к учебе. Ребенок привыкнет быть впереди класса, отучится трудиться, начнет скучать на занятиях, а когда «дошкольный» багаж закончится, быстро отстанет от сверстников.

Врач-гигиенист ОГДП Е.Н.Афанасевич отдела гигиены ГУ «МОЦГЭОЗ»