«АУТЕНОК» — НЕЧТО СРЕДНЕЕ МЕЖДУ ГЕНИАЛЬНЫМ И ОБЫЧНЫМ РЕБЕНКОМ, ПЛОХО ПРИСПОСОБЛЕННЫМ К ЖИЗНИ.

01.04.2011

 Этих детей легко узнать по взгляду, направленному «внутрь себя», молчаливости или монотонности речи, машинальным или стереотипным движениям, как у робота. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Звонок будильника их оглушает, свет настольной лампы подобно прожектору бьет в глаза, лица людей кажутся пугающей мозаикой – примерно так воспринимают мир миллионы больных аутизмом.

 Синдром аутизм – душевное состояние, при котором, мысли, чувства и желания подчиняются собственному мироощущению, а не согласуются с действительностью. Симптомы аутизма можно встретить у трех-пяти детей из десяти тысяч. В мягкой форме они проявляются у сорока из десяти тысяч детей, причем у мальчиков втрое чаще, чем у девочек.

Существует несколько версий, возникновения данного синдрома, но, ни одна из них полностью не доказана. Есть мнение, что аутизм возникает в результате врожденной дисфункции мозга. По другой версии, за все в ответе гены – причиной аутизма могут быть хромосомные аномалии или их генные мутации. Американские ученые считают, что причина аутизма – большое количество тяжелых металлов, особенно ртути, в окружающей среде и организме при беременности матери. В целом же до недавнего времени большинство ученых считали, что проявления аутизма вызваны сбоями в работе некоторых отделов головного мозга. Но швейцарские нейрофизиологи Камилла и Генри Маркрам полагают, что причина болезни кроется в избыточной активности мозга, которая обусловлена генетическими особенностями или спровоцирована негативным воздействием на эмбрион в первом триместре беременности.

 ТАКОЙ НЕПОХОЖИЙ НА ДРУГИХ

 С самого рождения аутичный ребенок отличается от сверстников. Он вялый, малоактивный, может подолгу не просить есть, терпеть мокрые пеленки. В то время, когда обычные дети начинают узнавать маму, а происходит это обычно в возрасте 2 мес., ребенок с аутизмом остается безразличным к внешнему миру. Он не пытается установить зрительный контакт, его взгляд направлен, как бы сквозь человека.

К таким детишкам непросто приспособиться. У них могут вырабатываться особые привычки по-особенному укладываться спать. Ребенок становится более возбудимым к году. Часто его трудно удержать на руках или в коляске. А когда он начинает самостоятельно передвигаться, то вообще становится трудно управляемым.

Иногда до годовалого возраста эти дети могут мало отличаться от обычных детей. Симптомы становятся очевидными на втором году жизни, а в возрасте с двух до пяти лет дети предельно уходят в себя. Таким симптомом может быть отношение к другим детям – часто ребенок их просто не замечает или может рассматривать и трогать, как неживой предмет. Дети-аутисты любят игрушки, издающие шум, например подолгу могут крутить юлу, но в совместных играх ребенок не участвует, потому что не может усвоить правил игры. Зато может перевоплощаться в героев мультфильмов и рассказывать о себе невероятные истории.

Многие «аутята» в дошкольный период начинают лучше воспринимать обращенную к ним речь и даже контактируют с другими детьми. Но 40% в подростковом возрасте становятся снова замкнутыми.

У иных детей-аутистов медленно и плохо развивается речь. Она может и вообще не развиваться – нередко такой ребенок вырабатывает свой собственный, понятный только ему язык. Гуление в младенчестве часто отсутствует, вместо гуления такие дети используют визг или крик. В возрасте 1-2 лет могут появиться первые слова, но ребенок их использует бессмысленно. В речи могут присутствовать эхолалии – бессмысленные повторения отдельных слов или целых фраз. Если же осознанные слова и появляются, то это могут быть какие-то сложные, редкие слова, ребенок может называть цвета по-своему: синий — «как небо»; красный — «томатный», «яблочный».

 «Разговорчивые» аутичные дети очень долго говорят о себе во втором или третьем лице, не используя местоимение «я», а речь насыщают цитатами из мультфильмов или рекламы. Благодаря великолепной памяти они способны запоминать длинные предложения, стихи, целые страницы из книг и с точностью воспроизводить их. Иногда его фразы вычурные, не соответствующие возрасту.

Нередко у ребенка прекрасный музыкальный слух, он внимательно слушает и безошибочно узнает мелодии, правда, некоторые напевы могут вызывать испуг. Кстати, испугать такого малыша можно и совершенно не страшными, с нашей точки зрения, действиями, например, расставив мебель, изменив привычный маршрут прогулки. При этом «общепринятых» страхов у малыша может не быть – скажем, он спокойно может нырять, не умея плавать, не боится темноты.

 БЕСПОМОЩНЫЙ ГЕНИЙ

Ребенок-аутист – не умственно отсталый инвалид, только потому что он не умеет говорить, обслуживать себя и выражать свои чувства, эмоции и желания привычными для окружающих способами. Это раньше считалось, что аутизм всегда сочетается со снижением интеллекта, сейчас доказано, что это не так. Среди детей – аутистов, примерно 30 % имеют интеллект выше среднего, у некоторых могут быть даже выдающиеся способности в различных областях, но есть среди них и люди с умственной отсталостью.

 Для всех аутистов характерен аномальный рост мозга в первый год жизни, к двум-трем годам он превышает средние размеры на десять процентов. Скорей всего, в основе аутизма лежит сверхактивность и сверхпластичность нейронных пучков в стволе головного мозга. Когда мозг не успевает соединить в целое множество деталей, человек воспринимает мир, как фрагментарный и чрезмерно насыщенный. Аутисты воспринимают, чувствуют, помнят слишком ярко и слишком много. Их мозг перегружен и не справляется с потоком информации. Стараясь спрятаться от назойливого мира, аутист замыкается в себе, в своих привычных ритуалах.

В то же время сверхпластичность мозга в некоторых случаях стимулирует сверхспособности. Уникальные память и интеллект – проявления одной из форм аутизма. Самым известным аутистом-знатоком, благодаря Голливуду, стал «человек дождя» в исполнении Дастина Хоффмана.

Задача родителей – разглядеть в ребенке его «изюминку», чтобы помочь ему найти контакт с внешним миром. Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, – индивидуальность, поэтому нужно учитывать специфические реакции ребенка на занятия. «Аутенок», увлеченный цифрами, в будущем может стать программистом, бухгалтером или налоговым инспектором.

 Большинство даже нормальных людей нуждаются в уединении и дети с аутизмом не исключение. Необходимо сделать ему какой-нибудь «тайный» уголок – место, где он может оставаться наедине со своими мыслями, и ему никто не будет мешать. Но все же желательно, чтобы такой ребенок посещал садик, пусть не весь день, а хотя бы 2-3 часа в день.

 Необходимо соблюдать осторожность в общении ребенка и домашних животных. Дети-аутисты могут быть немотивированно агрессивны по отношению к животным, а кошка или собака могут в отместку укусить или оцарапать. Прежде чем завести домашнего любимца, можно подарить ребенку мягкую игрушку.

Родители должны помнить, что дети с аутизмом, это так называемые медленные дети, и не ждать, что изменения быстро появятся, первые результаты могут быть заметны спустя месяцы или даже годы.

 Если вы всерьез хотите помочь ребенку, не позволяйте себе расслабляться, отчаиваться и лениться. Ищите специалистов, проявляйте активность. И не жалейте для вашего малыша любви. Детишкам-инвалидам, как никому другому, нужна любовь родителей. Родительская любовь отогревает душу ребенка и даёт шанс для надежды на выздоровление. Любовь способна отогреть любую душу, даже такую закованную во льды, каковой считается душа аутят. Только в любви – жизнь.

 Если вы готовы к борьбе, внимательно слушайте рекомендации специалиста: зачастую несложные упражнения, которые нужно выполнять с ребенком постоянно, приводят к таким ошеломляющим результатам, что никакого времени для этого не жаль. Но и чуда не ждите – недуг побеждают только самые упорные и самые любящие.

 Надежда Скрынник, зав. отделом общественного здоровья