Что нам стоит офис построить… (рекомендации гигиениста)

04.02.2010

Экология рабочего места, в первую очередь, обусловлена материалами, которые используются для отделки помещения. Однако имеют значение и освещенность, и вентиляция, и мебель.

Приступая к строительству или ремонту помещения, предназначенного под офис, нужно помнить о главных требованиях.

Учитывая, что каждый стол в офисе, как правило, оборудован персональным компьютером, на одно рабочее место должно приходиться не менее 6 кв. м площади или 20 куб. м кубатуры помещения. В некоторых случаях допускается сокращение площади на одно рабочее место до 4,5 кв. м.

Приобретая материал  для ремонта, нужно поинтересоваться у продавца, какова область применения данного материала, имеется ли удостоверение о гигиенической регистрации строительных отделочных материалов.

В ходе ремонтных работ отделочные материалы могут выделять вредные для здоровья вещества: стирол, формальдегид, метилметакрилат и др. Поэтому все строительные отделочные работы с применением полимерных и синтетических материалов надо проводить в строгом соответствии с рекомендациями фирмы-изготовителя материалов и с соблюдением необходимых мер предосторожности. При проведении ремонтных работ следует использовать средства индивидуальной защиты (перчатки, респираторы, соответствующую одежду).

Ремонтируемое помещение должно хорошо проветриваться сухим теплым воздухом. Холодный сырой воздух препятствует высыханию поверхностей, что может привести к накоплению вредных химических испарений. Поэтому для обеспечения необходимых условий, способствующих просушке поверхностей, лучше использовать обогреватели.

Современные отделочные материалы для стен и потолков обладают множеством достоинств: они долговечны, не желтеют, не выгорают, скрывают дефекты поверхности, но предназначены для помещений с большой кубатурой и принудительной вентиляцией. Поэтому при выборе материалов для ремонта офиса главное – не цвет и рисунок, хотя это тоже имеет значение, а безопасность. Именно поэтому перед покупкой материала надо внимательно ознакомиться с качеством, назначением, сроком годности, а также изучить  раздел  «область применения».

При использовании полимерных материалов для отделки офиса нельзя превышать коэффициента насыщенности, который равен от 0,4 до 1,2 кв. м на 1 куб. м  помещения. Несоблюдение этих требований может привести к повышенному содержанию фенола и формальдегида в воздухе помещения офиса и вызвать аллергические проявления (кашель, насморк, слезотечение, головную боль) у работающих. Поэтому к выбору материала пола, стен, потолка, а также офисной мебели надо отнестись с большим вниманием, а при возникновении трудностей нужно обратиться за советом и разъяснением к специалистам.

Мебель может стать источником выделения формальдегида, стирола, аммиака, гексаметилендиамина, ксилола, толуола и др.

При подборе мебели для офиса надо  помнить, что для профилактики утомляемости при работе на компьютере используются кресла с подлокотниками, регулируемыми по высоте сиденьями и углом наклона спинки, а столы для монитора должны иметь матовую поверхность, исключающую блескость. Для предупреждения «офисного синдрома», который выражается в раздражительности, повышенной утомляемости, головой боли, бессоннице, болях в спине и пояснице, врачи рекомендуют делать регулярные перерывы в работе. Во время таких пауз полезно провести общую гимнастику, выполнить упражнения для глаз. Для тех, кто более половины рабочего времени проводит за компьютером, надо внимательно относиться к собственному здоровью и ежегодно проходить медицинские осмотры, что позволит своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, и в первую очередь – ухудшение зрения.

Сохранению зрения в условиях офисной работы поможет правильно организованное освещение рабочего места. Необходимо напомнить, что в рабочем помещении обязательно должно быть естественное освещение, иначе работу в таком офисе можно приравнять к работам под землей. Требования к искусственному освещению изложены в соответствующих нормативных документах, согласно которым уровень освещенности на рабочем месте не может быть ниже 300 люкс. При этом необходимо своевременно менять негодные лампы, чистить осветительную арматуру.

Немаловажным фактором офисной работы является состояние воздушной среды в помещении. Нормативная кратность воздухообмена в офисе составляет 1,5-3 объема в час. Проветривать помещение офиса нужно регулярно. Комфортный режим проветривания обеспечивают фрамуги – открывающиеся в горизонтальной плоскости створки в верхней части окна. Если же окна глухие и не открываются, то с помощью вентиляции на одного работника офиса должно нагнетаться не менее 60 куб. м в час наружного воздуха. При этом очень важно помнить о регулярной очистке и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Говоря об использовании кондиционеров «сплит-системы», которые стали очень популярны, не следует забывать, что вентилятор охладителя, расположенный на наружной стене дома, не обеспечивает подачу свежего воздуха с улицы в помещение. «Сплит-система» лишь охлаждает имеющийся в помещении воздух, не обновляя его. Для поддержания нормальных параметров микроклимата в помещении нужно обеспечить дополнительный приток воздуха извне.

И, наконец, о материалах для покрытия пола. При их выборе для обустройства офиса надо учитывать, что ламинат и ковровые покрытия могут выделять в воздух формальдегид, стирол, акрилонитрил и другие вредные вещества. При подогреве пола летучесть вредных компонентов повышается, поэтому для устройства полов с подогревом следует применять натуральные или полимерные материалы, которые при температуре более 4 град. С не могут стать источником выделения химических веществ в концентрациях, выше  допустимых уровней.

 

Отдел общественного здоровья