ДИАБЕТ – ВОЖДЕНИЕ БЕЗ БЕД

09.11.2012

Как автомобилю для движения необходимы бензин или дизтопливо, так и человеку для жизнедеятельности – энергия. Без нее не будет сокращаться сердце, бежать кровь по сосудам, легкие перестанут обогащать ее кислородом, который не поступит в ткани. Мозг не сможет руководить работой организма, а мышцы – выполнять нужные движения.

Энергию дают нам углеводы, в первую очередь глюкоза, которая после всасывания в желудочно-кишечном тракте поступает в кровь. Это является сигналом для поджелудочной железы, которая выполняет у человека функцию регулятора углеводного обмена. Осуществляет это она при помощи инсулина – белкового гормона, который понижает содержание сахара в крови, задерживая распад полисахарида гликогена, образованного при помощи глюкозы, в печени, тем самым, регулируя использование энергии мышечными и другими клетками. Недостаток инсулина приводит к сахарному диабету (СД). То есть организм диабетика рискует в любой момент остаться без энергии.

Медики не видят особых возражений против того, чтобы больной с сахарным диабетом сел за руль. Можно достаточно уверенно управлять личным автомобилем:

• неинсулинозавивисимым водителям, страдающим СД второго типа;

• вводящим инсулин, но у которых отмечается стабильное течение заболевания.

Окончательное заключение в каждом конкретном случае за врачом-эндокринологом. К управлению автотранспортом не допускаются лишь больные СД, склонные к развитию частых гипогликемических со-стояний.

Гипогликемия – состояние организма, при котором содержание сахара (глюкозы) в крови ниже нормы. В норме организм поддерживает уровень сахара в крови в довольно узком диапазоне от 4 до 6 ммоль/л, а при гипогликемии он ниже нормы. Гипогликемия наступает из-за слишком высокой дозы инсулина или других лекарств (особенно препаратов сульфонилмочевины). Если доза слишком высока по отношению к количеству съеденной пищи, лекарство может снизить содержание сахара в крови слишком сильно. Снижение уровня сахара в крови вызывает расстройство функций многих систем организма, в том числе и мозга. Это и есть главное противопоказание для вождения, потому что, по статистике, у водителей с СД дорожно-транспортные происшествия случаются на 30% чаще в основном именно из-за гипогликемии.

Как правило, диабетик в первый момент не ощущает снижение сахара крови, затем наступает легкое помрачнение сознания, как будто стаканчик пива выпил или крепкую сигарету выкурил. Но реакция уже снижена, и любая сложная ситуация на дороге может привести к трагедии. Съехать на обочину, например, на кольцевой трассе, быстро не получится, а рядом пролетают машины со скоростью 100 км/час и выше. Резко остановиться – в лучшем случае получить удар в задний бампер, в худшем – стать причиной множественного ДТП.

ПРИСТУП ГИПОГЛИКЕМИИ – ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

1. Остановиться во что бы то ни стало! Гипогликемия может вызвать конвульсивное побуждение продолжать движение. Вам сейчас надо быстро перекусить за рулем, достать упаковку сладкого сока, открыть пробку, поднести ко рту и выпить необходимое количество. И все это надо проделать, управляя автомобилем в сложной дорожной обстановке, да ещё одной рукой. Правилами дорожного движения не предусмотрены перекусы за рулем. В любом случае нужно сбавить скорость и остановить машину, как только дорожная ситуация станет безопасной, выключить зажигание и вытащить ключ из замка.

2. Принять глюкозу или сахар (4—5 кусочков или же 200 мл фруктового сока или напитка на сахаре). Если вы в состоянии, лучше перебраться на сиденье пассажира, а то и совсем покинуть автомобиль. Хотя это может быть крайне затруднительно на дороге с оживленным движением, так как люди в гипогликемическом состоянии часто не осознают опасности, плохо ориентируются и нетвердо держатся на ногах.

3. После приступа надо подождать, по меньшей мере, полчаса или даже больше, потом определить уровень глюкозы в крови с помощью глюкометра. Перед тем как продолжить поездку, нужно основательно поесть (в крайнем случае, перекусить), чтобы устранить риск повторного приступа гипогликемии.

4. На следующий день, прежде чем сесть за руль, нужно измерить уровень сахара в крови, и удостовериться, что он не ниже 5,5 ммоль/л. При своевременном лечении и строгой диете у больного может случиться еще одна неприятность – утрата или стирание предупреждающих симптомов гипогликемии. Врачи настоятельно не рекомендуют садиться за руль. В отдельных случаях возможно управление автомобилем, но только при условии ежечасной проверки уровня сахара в крови. Также таким водителям всякий раз перед тем, как сесть за руль, нужно съесть свою порцию углеводов, а в пути принимать пищу и определять глюкозу через каждый час.

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ ВТОРОГО ТИПА

Автолюбители с этим диагнозом, как правило, не подвержены развитию гипогликемии, а поэтому могут без опаски водить, не задумываясь об уровне сахара в крови. Для них куда более важно предотвратить развитие поздних осложнений сахарного диабета

1. ПРОБЛЕМЫ СО ЗРЕНИЕМ Водители-диабетики, у которых развивается катаракта, экссудаты, пролиферативная ретинопатия, особенно те, кто проходил лазерную терапию сетчатки, могут сесть за руль только после обследования их оф-тальмологом. Диабетики с диоптрическим нарушением зрения обязаны управлять машиной только в очках или с контактными линзами

2. ПРОБЛЕМЫ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ ИЛИ СТОП. Пациенты с изъязвлением стоп должны отказаться от мысли о вождении.

3. ДИАБЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИНЕЙРОПАТИЯ. Страдающие полинейропатией должны знать, что сниженная чувствительность и мышечная слабость могут затруднить управление автомобилем. Автомобиль с автоматической коробкой передач значительно без-опаснее для пациентов с нейропатией различной степени тяжести, но все же необходимо чувствовать педали.

ПРОБЛЕМЫ С ГАИ

При тяжелой гипогликемии уменьшается поступление глюкозы в мозг, что приводит к головокружению, спутанному сознанию, слабости, изменению поведения – сотрудник ГАИ может ошибочно принять состояние водителя за алкогольное опьянение.

Стоит предупредить недисциплинированных водителей, что достаточно тяжелой гипогликемией (вплоть до ступора) может сопровождаться алкогольное опьянение легкой степени у пренебрегающих нормальным питанием, так как при таком режиме исчерпываются запасы углеводов в печени. Особая разновидность реактивной гипогликемии вызывается слабоалкогольными напитками (джин-тоник, энергетический напиток), которые содержат фруктозу или лактозу (молочный сахар) либо аминокислоту лейцин. Фруктоза и лактоза препятствуют высвобождению глюкозы из печени, а лейцин стимулирует избыточную выработку инсулина поджелудочной железой. Вызванный такой гипогликемией ступор способен поставить в тупик даже специалистов. Дорожный инспектор и медицинский работник, в таких случаях не всегда поймут, кто перед ним – мертвецки пьяный или человек в состоянии ступора, вызванном гипогликемией.

НАПУТСТВИЕ БОЛЬНОМУ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ:

• в салоне автомобиля наряду с аптечкой всегда должен находиться НЗ из легко усваиваемых углеводов (сахар, сладкий фруктовый сок или прохладительный напиток на сахаре). Причем таблетки глюкозы, кусковой сахар, сладкое печенье всегда должны быть под рукой;

• на маршруте большой протяженности следует периодически останавливаться и определять уровень глюкозы в крови, даже если вы чувствуете себя хорошо;

• перед длительной поездкой не следует увеличивать дозу инсулина, но – обязательно плотно поесть, чтобы не откладывать прием пищи до первого придорожного кафе;

• во время поездки аккуратно соблюдать привычный режим питания и введения инсулина, не пропуская ни одного очередного приема пищи. Через каждые 2 часа езды желательно делать остановки, немного походить, перекусить и попить;

• если вы перешли с таблеток на инсулин или с 2 инъекций инсулина на 4-5 в день, или вам заменили инсулин одного вида другим, воздержи-тесь от вождения несколько дней, пока не выясните, как влияет новая терапия.

Сахарный диабет налагает на водителя колоссальные физические, психоэмоциональные и моральные нагрузки, требующие кардинального пересмотра его отношения к жизни. Чтобы ощущать себя полноценным человеком, следует ограничить свою жизнедеятельность жесткими и даже жестокими рамками. Особенно если ты за рулем.

Валеолог  Ж.В. Александрова