Об организации питания школьников

01.07.2014

Среди множества факторов, имеющих большое значение для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, важнейшая роль отводится питанию. Качество питания является определяющим в формировании детского здоровья, помогает обеспечить нормальный рост и развитие, способствует профилактике различных заболеваний и создает условия для своевременной адаптации к окружающей среде. Установлено, что характер питания в раннем детстве определяет дальнейшее состояние здоровья человека, т.к. именно в этом возрасте формируется определенный стереотип питания и закладываются типологические особенности метаболизма взрослого.

Рациональное питание – полноценное питание с учетом возраста, энергозатрат и других факторов. Основными признаками рационального питания являются:

— соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам организма;

— удовлетворение физиологических потребностей организма в основных пищевых веществах в определенных количествах и соотношениях;

— соблюдение оптимального режима питания, способствующего наилучшему усвоению пищи.

Особое место в питании ребенка занимают белки. Они являются основными структурными элементами клеток и тканей организма, принимают активное участие в выработке иммунитета, эритроцитов и гемоглобина, участвуют в образовании ферментов и гормонов. Источником белков являются продукты животного и растительного происхождения. При подборе продуктов детского питания необходимо, чтобы дети получали полноценные животные белки (мясо, рыба, яйца, молочные продукты). Из растительных продуктов биологически ценные белки содержатся в орехах, картофеле, овсяной и гречневой крупе. Богатые белком продукты должны даваться детям преимущественно в первой половине дня.

Жиры служат ребенку не только источником энергии, но и играют важную роль в процессах формирования иммунитета и являются носителем жирорастворимых витаминов – А, Е, Д, К. Большое значение в питании детей имеет качество жиров. Особое внимание необходимо уделять жирам, содержащим полиненасыщенные жирные кислоты – линолевую, линоленовую, арахидоновую. Эти жирные кислоты обладают исключительной биологической ценностью, но в организме ребенка не синтезируются (за исключением арахидоновой), в силу чего обязательно должны поступать с пищей. Наибольшее количество полиненасыщенных жирных кислот содержится в растительных жирах (маслах). Жиры животного происхождения в рационе ребенка должны составлять примерно 70-80% от всего суточного количества жиров, остальное следует восполнять за счет растительных масел.

Углеводы являются основным и легкоусвояемым источником энергии. Они входят в состав клеточных мембран и соединительной ткани, помогают организму усваивать белки и жиры. При составлении рациона следует принимать во внимание, что за счет углеводов должно покрываться около 55% суточной калорийной потребности ребенка. Усвояемость углеводов достигает 96%. Соотношение между количеством белков, жиров и углеводов в рационе детей старше 1 года должно равняться 1:1:4.

Витамины – важная составляющая пищи. Это группа биологически активных органических веществ, которые, как правило, не синтезируются в организме или синтезируются в небольших количествах, они должны поступать с пищей. Витамины являются регуляторами обменных процессов в организме, влияют на рост и развитие, участвуют в процессах кроветворения, окислительных реакциях, способствуют повышению сопротивляемости ребенка к различным заболеваниям. Наибольшее содержание витаминов отмечено в следующих продуктах:

С: шиповник, черная смородина, цветная и белокочанная капуста, черноплодная рябина, петрушка, сладкий перец, цитрусовые, салат, картофель;

А: печень, яичный желток, молоко и кисломолочные продукты, рыба. Каротин (провитамин) содержится в растительных продуктах (шиповник, морковь, петрушка, сельдерей, лук-порей, томаты, сладкий перец, клюква, салат, черноплодная рябина, облепиха);

Группа В: печень говяжья, мясо, яйца, молоко и кисломолочные продукты, дрожжи, хлеб, крупа гречневая, овсяная, пшено, овощи, фрукты;

Е: растительные масла, яйца, рыба, говядина, коровье масло, облепиха, бобовые, кукуруза, щавель, шпинат, зеленый горошек и др. зеленые овощи.

Минеральные вещества входят в состав всех клеток и тканей организма ребенка. Они участвуют в построении тканей и входят в состав жидкости. При недостаточном поступлении в организм тех или иных веществ возникают нарушения в развитии и состоянии здоровья ребенка. Для детского организма важно снабжение такими минеральными веществами, как кальций, калий, фосфор, магний, железо. Кальций, фосфор и магний необходимы ребенку для нормального роста и развития костной ткани и зубов. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена влечет за собой развитие рахита, кариеса зубов, может привести к ломкости костей. Железо играет огромную роль в процессах кроветворения, является составной частью гемоглобина, участвует в окислительно-восстановительных процессах. Йод имеет большое значение для нормальной функции щитовидной железы. Фтор необходим для развития зубов и профилактики кариеса.

Наибольшее количество микроэлементов и минеральных солей содержится в следующих продуктах:

Кальций, фосфор: молоко и кисломолочные продукты, рыба, яйца, бобовые;

Магний: злаковые – хлеб, крупа, бобовые;

Железо: печень свиная и говяжья, овсяная крупа, персики, яичный желток, рыба, яблоки, зелень, изюм;

Калий: изюм, курага, чернослив, орехи, урюк, бобовые, зерновые, картофель, а также мясо, рыба, молоко и кисломолочные продукты.

Йод: морская капуста, креветки, кальмары, яйца, зерновые, говядина, бобовые, кедровые орехи, овощи и фрукты; йодированная соль в конце варки при закрытой крышке;

Фтор: морская рыба, говядина, ржаной хлеб, овощи.

Составляя суточный рацион ребенка, необходимо начинать с обеда, в состав которого должно входить максимальное количество мяса или рыбы, а также значительная часть масла и овощей. Оставшиеся продукты распределяют между завтраком, полдником и ужином. При этом необходимо следить за разнообразием питания, не допускать повторения одного и того же блюда в течение не только одного, но и ближайших дней. Важно как можно больше включать в питание детей овощных блюд, овощей и фруктов. Детям любого возраста полезны кисломолочные продукты, оказывающие благоприятное действие на процессы пищеварения и состав микрофлоры кишечника.

Горячее питание учащихся учреждений образования осуществляется по примерным двухнедельным рационам, которые составляются с учетом возраста учащихся на основе физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии и сезонности.

Питание учащихся должно быть щадящим по химическому составу и способам приготовления:

• колбасы и сосиски вареные высшего и первого сортов не более 2 раз в неделю, при одноразовом приеме пищи – не более 1 раза в неделю;

• диетические яйца, нежирное мясо (говядина первой категории или телятина; свинина мясная; цыплята-бройлеры, куры или индейка потрошеные первой категории, субпродукты первой категории);

• кондитерские изделия, которые богаты пектином (зефир, мармелад, джем);

• для приготовления блюд должна использоваться йодированная соль;

• в рационы питания не включаются одноименные блюда в течение двух дней подряд;

• в рационы питания не должны включаться продукты с острым вкусом (горчица, хрен, перец красный и черный, уксус). В рецептурах блюд уксус заменяется лимонной кислотой. Вместо острых приправ используются вкусовые приправы: петрушка, сельдерей, укроп, лук, чеснок, корица, ванилин. Из жиров используются сливочные и растительные масла;

• для приготовления блюд используются такие способы кулинарной обработки, как варение, тушение, запекание, приготовление на пару.

Для отдельных учащихся в соответствии с заключением врача-педиатра (врач общей практики) организуется лечебное (диетическое питание).

Елена Афанасевич, врач-гигиенист отделения детей и подростков ГУ «Минский облЦГЭОЗ»