ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

13.09.2013

В наше время, когда информационные технологии развиваются стремительными темпам зрительная система, особенно у детей, постоянно испытывает повышенные нагрузки. Возросший объем учебного материала, работа с компьютером на близком расстоянии от монитора при плохом освещении, а также общие заболевания, гиподинамия, наследственная предрасположенность могут привести к нарушению зрения. Согласно статистическим сведением в процессе обучения ухудшаются морфофункциональные показатели органов зрения, так в 2012 г. у учащихся 9 классов показатели нарушения остроты зрения составляют 188,95 на 100 тыс., что превысило показатели 2000 г. на 41%. По сравнению с детьми дошкольного возраста к 9 классу показатели нарушения зрения ухудшились в 5,7 раз (2011 г. — 5,7 раз, 2000 г. — 4.8 раз).

Принимая во внимание сказанное выше, приведём основные мероприятия, направленные на сохранения зрения у детей. Заботиться о здоровье зрительной системы детей следует ещё в дошкольном возрасте.

• Необходимо следить за осанкой ребёнка, правильностью его посадки, т.к. при низком наклоне создаются условия для искривления позвоночника и развития близорукости; не читать в сумерках и лёжа в постели.

• Особое внимание следует уделить правильному освещению – необходимо обеспечить сочетание общего и местного освещения. Лучше использовать галогеновые лампы, они более равномерно освещают поверхность стола.

• Ограничить длительность просмотра телепередач ( для детей старше 3-лет) — 15-20 минут с расстояния 2,5-3 метра. Работа на компьютере разрешается 2 раза в неделю не позже 21 часа, при этом соблюдать расстояние от глаз до экрана монитора не менее 50 см.

• Держать книгу на расстоянии 30-37 см.

• Через каждые 20-30 минут зрительной работы посидеть c закрытыми глазами 1-2 минуты и расслабиться.

• Не смотреть долго на очень яркий свет.

• Делать гимнастику для глаз.

• Необходимо также помнить, что длительное просиживание у экрана монитора серьёзна вредит здоровью ребёнка в целом. Игры и анимационные сериалы зачастую несут негативную смысловую нагрузку, что приводит ещё и к нарушению психического здоровья детей.

Острота зрения во многом зависит от общего здоровья ребёнка, поэтому общеукрепляющие игры на открытом воздухе, катание на лыжах, коньках, велосипеде, плавание полезны и для глаз.

Немаловажным условием сохранения и укрепления зрения является регулярное занятие зрительной гимнастикой:

движения глазными яблоками вправо и влево;

движения глазными яблоками вверх и вниз;

фиксация взгляда на кончике носа (выполнять в течение 10-20 сек, максимально расслабив мышцы, дыхание спокойное и ровное);

вращение глаз (движения глазными яблоками осуществлять по кругу – сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Голова при этом должна оставаться неподвижной);

моргания (быстро моргать в течение 15-20сек. Моргание полезно выполнять после длительного чтения, а также после каждого упражнения для зрения).

Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:

— у детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;

— повышается познавательная активность, улучшается психоэмоциональное состояние и здоровье детей.

Не следует забывать и о рациональном, сбалансированном питании детей. Для правильного роста и развития ребёнка, в том числе и органов зрения, должны быть включены основные источники витаминов, белков, микроэлементов — овощи, фрукты, зелень, масло, молочные продукты, мясо и рыба.

Врач-гигиенист (заведующий отделением гигиены детей и подростков)

отдела гигиены ГУ «Минский облЦГЭОЗ» Сухавер Е.В.

Врач-интерн отделения гигиены детей и подростков ГУ «Минский облЦГЭОЗ» Тимофеева С.В.