Здоровые города и поселки

Вопросы здоровья и создания благоприятных условий для жизнедеятельности людей занимают центральное место среди 17 Целей устойчивого развития, принятых в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН, к реализации которых присоединилась и наша страна. Устойчивое развитие мира в целом обеспечивается устойчивым развитием каждого государства в отдельности. Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки» (далее – Проект) является наилучшим вариантом социальной модели здоровья на территориальном уровне. Цель Проекта – создание населенного пункта, живущего по принципам здорового образа жизни, в котором: население ответственно относится к собственному здоровью; имеются условия для сохранения и укрепления здоровья.

Неинфекционные заболевания (НИЗ): сердечно-сосудистые заболевания, диабет и онкологические заболевания, хронические респираторные заболевания, а также их факторы риска (употребление табака, вредное употребление алкоголя, нездоровое питание и отсутствие физической активности) – растущая проблема в области обеспечения устойчивого развития современного общества.

Проведенное в 2016 – 2017 годах в Беларуси общенациональное исследование распространенности основных факторов риска НИЗ показало, что более 40 процентов населения имеют три и более из пяти основных факторов риска здоровью (ежедневное табакокурение, низкий уровень потребления овощей и фруктов, гиподинамия, избыточный вес и повышенное артериальное давление).

НИЗ являются причиной 89% всех случаев смерти в стране, при этом 63% приходится на долю сердечно-сосудистых заболеваний; 53% населения с повышенным артериальным давлением (гипертензией) не принимают антигипертензивные препараты; 48% мужчин употребляют табак; каждый четвертый житель страдает ожирением.

Последствия НИЗ имеют географический градиент: среди сельского населения Беларуси более короткая продолжительность жизни и более высокие показатели преждевременной смертности, чем среди городского населения.

Потери человеческие неразрывно связаны с экономическими. Затраты, обусловленные НИЗ, в Беларуси оцениваются в 5,4% годового ВВП страны, а это больше, чем объем финансирования отрасли здравоохранения (4,6%).

НИЗ влекут серьезные экономические издержки, выходящие далеко за рамки прямых затрат на здравоохранение.

При этом здравоохранение борется с последствиями длительного сочетанного воздействия факторов риска – уже имеющимися неинфекционными заболеваниями.

В связи с этим возрастает значимость профилактики как системы мер, направленных на устранение причин и условий, вызывающих болезни, создание здоровьесберегающей среды жизнедеятельности и формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни.

Меры, направленные на профилактику НИЗ, относительно низкозатратны и экономически эффективны (1 рубль, вложенный в профилактику, по международным данным экономит 8-10 рублей, затраченных на лечение), а эффект от инвестирования в борьбу с НИЗ будет распространяться на общество в целом.

В Послании Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2019 г. поставлена задача реализовать государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки». В развитие поручений Главы государства в нашей стране в 2019 году и утвержден Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки».

Реализация Проекта и создание национальной сети позволят объединить усилия органов государственной власти, субъектов хозяйствования, общественных организаций и населения для интеграции проекта с задачами по реализации политики устойчивого развития административно-территориальных единиц по выполнению целевых показателей государственной программы, в том числе в рамках достижения показателей целей устойчивого развития.

При поддержке Минского облисполкома развитие Проекта получило новый импульс и к концу 2019 году число населенных пунктов, вовлеченных в реализацию Проекта в 2016-2018гг., возросло вдвое с 11 до 23. И эта тенденция продолжается в рамках «Дорожной карты» по расширению проекта: в начале это были преимущественно города, в настоящее время –агрогородки и другие крупные сельские населенные пункты. На начало 2024 года Проект реализовывался в 63 населённых пунктах, по состоянию на 01.10.2024 года – 81. Согласно «Дорожной карте» продвижения Проекта на 2024-2026 год и перспективного плана на 2027-2035 год в Минской области запланировано вовлечь в реализацию Проекта 307 агрогородков.

Жизнь в «Здоровом городе» оказывает влияние на здоровье, проявляясь через природную, антропогенную и социальную среду, а также доступ к услугам и местам, содействующим здоровьесбережению.

И именно на органы местного управления и самоуправления возложена обязанность способствовать благополучию граждан и предоставлять им равный доступ к ресурсам и возможностям для сохранения и укрепления здоровья.

Для достижения этой цели «Здоровые города» могут использовать имеющееся у них влияние в таких сферах, как здравоохранение, социальное обеспечение, охрана окружающей среды, образование, экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность, транспорт и спорт.

Руководящие документы по реализации государственного проекта «Здоровые города и поселки»:

 Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки»

 Состав Координационной группы управления государственным профилактическим проектом «Здоровые города и поселки»

 Протокол заседания Межведомственного Совета по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь от 21 июля 2023 г. №1

 Протокол заседания Межведомственного Совета по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2023 г. №2

 Протокол заседания Межведомственного Совета по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь от 30 октября 2019 г. № 2

 Протокол заседания Межведомственного Совета по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь от 25 июля 2024 г. № 1

Документы, координирующие реализацию Проекта в регионах:

 Программа деятельности национальной сети «Здоровые города и поселки» на 2024-2025 годы

 Рекомендации для органов управления и самоуправления по вопросам продвижения, развития и реализации государственного профилактического проекта «здоровые города и поселки» на уровне административно-территориальной единицы

Базовый перечень критериев эффективности реализации государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки»

Метод расчета медико-демографического показателя

 Эмблема национальной сети «Здоровые горда и поселки»

Документы, координирующие реализацию Проекта в Минской области:

 Состав областной группы управления государственным профилактическим проектом «Здоровые города и поселки» в Минской области

Перечень населенных пунктов, реализующих государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки» в Минской области (по состоянию на 01.10.2024)

 Дорожная карта продвижения государственного проекта «Здоровые города и поселки» на территории Минской области на 2024- 2026 годы

 Перспективный план развития государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» на территории Минской области на период на 2027-2035 годы (2 этап)

Делимся опытом!

 Лучшие практики

 Мероприятия (семинары, конференции)

 Международный опыт (материалы ВОЗ)