Здоровые города и поселки
Вопросы здоровья и создания благоприятных условий для жизнедеятельности людей занимают центральное место среди 17 Целей устойчивого развития, принятых в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН, к реализации которых присоединилась и наша страна. Устойчивое развитие мира в целом обеспечивается устойчивым развитием каждого государства в отдельности. Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки» (далее – Проект) является наилучшим вариантом социальной модели здоровья на территориальном уровне. Цель Проекта – создание населенного пункта, живущего по принципам здорового образа жизни, в котором: население ответственно относится к собственному здоровью; имеются условия для сохранения и укрепления здоровья.
Неинфекционные заболевания (НИЗ): сердечно-сосудистые заболевания, диабет и онкологические заболевания, хронические респираторные заболевания, а также их факторы риска (употребление табака, вредное употребление алкоголя, нездоровое питание и отсутствие физической активности) – растущая проблема в области обеспечения устойчивого развития современного общества.
Проведенное в 2016 – 2017 годах в Беларуси общенациональное исследование распространенности основных факторов риска НИЗ показало, что более 40 процентов населения имеют три и более из пяти основных факторов риска здоровью (ежедневное табакокурение, низкий уровень потребления овощей и фруктов, гиподинамия, избыточный вес и повышенное артериальное давление).
НИЗ являются причиной 89% всех случаев смерти в стране, при этом 63% приходится на долю сердечно-сосудистых заболеваний; 53% населения с повышенным артериальным давлением (гипертензией) не принимают антигипертензивные препараты; 48% мужчин употребляют табак; каждый четвертый житель страдает ожирением.
Последствия НИЗ имеют географический градиент: среди сельского населения Беларуси более короткая продолжительность жизни и более высокие показатели преждевременной смертности, чем среди городского населения.
Потери человеческие неразрывно связаны с экономическими. Затраты, обусловленные НИЗ, в Беларуси оцениваются в 5,4% годового ВВП страны, а это больше, чем объем финансирования отрасли здравоохранения (4,6%).
НИЗ влекут серьезные экономические издержки, выходящие далеко за рамки прямых затрат на здравоохранение.
При этом здравоохранение борется с последствиями длительного сочетанного воздействия факторов риска – уже имеющимися неинфекционными заболеваниями.
В связи с этим возрастает значимость профилактики как системы мер, направленных на устранение причин и условий, вызывающих болезни, создание здоровьесберегающей среды жизнедеятельности и формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни.
Меры, направленные на профилактику НИЗ, относительно низкозатратны и экономически эффективны (1 рубль, вложенный в профилактику, по международным данным экономит 8-10 рублей, затраченных на лечение), а эффект от инвестирования в борьбу с НИЗ будет распространяться на общество в целом.
В Послании Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2019 г. поставлена задача реализовать государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки». В развитие поручений Главы государства в нашей стране в 2019 году и утвержден Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки».
Реализация Проекта и создание национальной сети позволят объединить усилия органов государственной власти, субъектов хозяйствования, общественных организаций и населения для интеграции проекта с задачами по реализации политики устойчивого развития административно-территориальных единиц по выполнению целевых показателей государственной программы, в том числе в рамках достижения показателей целей устойчивого развития.
При поддержке Минского облисполкома развитие Проекта получило новый импульс и к концу 2019 году число населенных пунктов, вовлеченных в реализацию Проекта в 2016-2018гг., возросло вдвое с 11 до 23. И эта тенденция продолжается в рамках «Дорожной карты» по расширению проекта: в начале это были преимущественно города, в настоящее время –агрогородки и другие крупные сельские населенные пункты. На начало 2024 года Проект реализовывался в 63 населённых пунктах, по состоянию на 01.10.2024 года – 81. Согласно «Дорожной карте» продвижения Проекта на 2024-2026 год и перспективного плана на 2027-2035 год в Минской области запланировано вовлечь в реализацию Проекта 307 агрогородков.
Жизнь в «Здоровом городе» оказывает влияние на здоровье, проявляясь через природную, антропогенную и социальную среду, а также доступ к услугам и местам, содействующим здоровьесбережению.
И именно на органы местного управления и самоуправления возложена обязанность способствовать благополучию граждан и предоставлять им равный доступ к ресурсам и возможностям для сохранения и укрепления здоровья.
Для достижения этой цели «Здоровые города» могут использовать имеющееся у них влияние в таких сферах, как здравоохранение, социальное обеспечение, охрана окружающей среды, образование, экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность, транспорт и спорт.
Руководящие документы по реализации государственного проекта «Здоровые города и поселки»:
Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки»
Документы, координирующие реализацию Проекта в регионах:
Программа деятельности национальной сети «Здоровые города и поселки» на 2024-2025 годы
Метод расчета медико-демографического показателя
Эмблема национальной сети «Здоровые горда и поселки»
Документы, координирующие реализацию Проекта в Минской области:
Делимся опытом!