Режим дня школьника
29.08.2024
Начало учебного года для многих детей становится стрессом. Учёба в школе, дополнительные занятия, кружки и спортивные секции – современный ребёнок загружен не меньше, а иногда даже больше взрослых. Порой такой подход приводит к повышенной утомляемости, снижению мотивации и работоспособности, а также ухудшению здоровья и самочувствия ребёнка. Наиболее серьезно это отражается на первоклашках, которые оказываются в новой среде и сталкиваются с новыми обязанностями.
В этот период особенно актуальным становится грамотно построенный распорядок дня. Он помогает детям быстрее адаптироваться и втянуться в учебный процесс, дисциплинирует, помогает избежать переутомления. Соблюдая распорядок дня, организм живет в определенном ритме: подъём с утра и отход ко сну в одно и то же время укрепляют нервную систему ребёнка, а регулярное питание улучшает пищеварение.
При составлении распорядка дня важно не пытаться запланировать как можно больше, а найти золотую середину между умственной и физической нагрузкой, общением с друзьями, хобби и восстановлением.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
– определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур,
– регулярный прием пищи,
– правильное чередование труда и отдыха,
– физическую активность (желательно на свежем воздухе),
– время для выполнения домашних заданий,
– достаточный по продолжительности сон.
Регулярная зарядка укрепляет основные мышечные группы, развивает гибкость тела, способствует формированию правильной осанки и общего физического развития, стимулирует кровообращение, улучшает эмоциональное состояние.
Продолжительность зарядки обычно составляет 10-20 минут. Комплекс упражнений стоит подобрать для всех групп мышц, сложность и скорость выполнения упражнений зависят от возраста и физической подготовки ребенка. Перед проведением зарядки помещение необходимо проветрить, обеспечить доступ свежего воздуха, одежда не должна стеснять движений, можно включить ритмичную музыку.
К водным процедурам относят душ, умывание прохладной водой, чистку зубов. Вместо душа можно использовать обтирание, а температуру воды постепенно снижать, тогда на организм будет оказываться еще и закаливающее воздействие.
Питание школьника предусматривает 4-5 приемов пищи. Перерывы между ними не должны превышать 3,5-4 часа.
Уроки в школе и дополнительные занятия являются основой расписания дня, так как их время, как правило, фиксировано.
Домашние учебные задания – важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха (работоспособность повысится, если ребенок приступит к выполнению домашних заданий через 1,5-2-часового пребывания на свежем воздухе). Учащимся 2-й смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака.
На выполнение домашних заданий учащимся вторых классов рекомендуется уделять до 1,2 часов, в третьих – четвертых классах до полутора часов, в пятом – шестом классе – до двух часов, 7 – 8 классах – до 2,5 часов, 9 – 11 – до 3 часов.
Во время выполнения заданий через каждые 30-40 минут работы необходимо делать перерыв. В это время можно сделать гимнастику для глаз и проветрить комнату.
После выполнения домашних заданий школьнику полезно погулять на свежем воздухе, в том числе и в компании друзей. При плохой погоде вместо прогулки можно заняться домашними делами или любимым хобби.
Ложиться спать необходимо в одно и то же время. Для учащихся 1-4 классов ночной сон должен составлять не менее 10 часов, 5-8 классов – не менее 9 часов, для учащихся 9-11 классов – не менее 8,5 часов.
Проследите, чтобы ребёнок не засиживался долгое время за гаджетами. За два часа до сна лучше вообще исключить компьютерные игры, переписку в мессенджерах и просмотр видеороликов.
При составлении режима дня важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его интересы. Не делайте график излишне насыщенным. Помните, он должен помогать школьнику в учебе, а не угнетать его.
Правильный режим дня школьника – залог крепкого здоровья и хорошей учебы.
Инструктор-валеолог Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Климченко Юлия Борисовна