Типичные обращения
О наиболее распространённых обращениях на торговлю пищевыми продуктами, и как поступать, если Вам продали некачественные продукты питания
В последнее время в органы и учреждения государственного санитарного надзора участились случаи поступления обращений от общественных объединений по защите прав потребителей и отдельных граждан о реализации в торговых объектах пищевых продуктов с истекшими сроками годности. По результатам работы санэпидслужбы в торговых организациях различных форм собственности также нередко выявляются случаи реализации пищевых продуктов негарантированного качества, в том числе с истекшими сроками годности.
В настоящее время, в нашей стране много делается для раскрепощения деловой среды, стимулирования деловой активности населения, создания условий для самозанятости граждан, снижения административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности с одновременным повышением ответственности субъекта бизнеса за осуществляемую им деятельность. Ряд вступивших в силу указов и декретов Президента Республики Беларусь (Указы № 337, № 345, № 364, № 365, № 376, № 377, Декрет № 7 и др.) направлены именно на эти цели, а также на минимизацию вмешательства контрольных (надзорных) органов в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, смещения акцента в своей деятельности на профилактическую работу, мероприятия не проверочного, а технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых меры ответственности не должны применяться, на проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства. Даже при рассмотрении обращений граждан контрольными (надзорными) органами не могут быть использованы полномочия, предоставленные для проверок.
Вместе с тем, при таких условиях раскрепощения деловой среды, не исключена возможность использования сложившейся ситуации некоторыми недобросовестными представителями отечественного бизнеса исключительно на получение прибыли любой ценой, в том числе и нарушая установленные требования к безопасности и качеству реализуемой продукции.
Все мы независимо от пола, возраста, профессии и социального положения ходим в одни и те же магазины за покупками – иными словами являемся потребителями товаров, реализуемых в этих торговых объектах. Что же нужно знать каждому покупателю, чтобы защитить себя от недобросовестного обслуживания и покупки недоброкачественной продукции на рынке, в магазине, супер- или гипермаркете, торговом павильоне или киоске, ином торговом объекте, реализующем пищевые продукты?
Важно понимать, что все возникающие к торговым организациям претензии, связанные с нарушением ими прав потребителя (ненадлежащее качество обслуживания, в том числе продажа некачественных товаров или продукции с истекшими сроками годности и др.), следует решать непосредственно с конкретным субъектом хозяйствования, к торговому объекту которого у Вас имеются претензии. Напоминаем, что ответственность за реализацию некачественного товара или продукции с истекшим сроком годности несёт субъект хозяйствования, продавший её. В этой связи, все возникающие претензии по качеству приобретаемой продукции следует адресовать администрации того торгового предприятия, где Вы её приобрели. Для этого на каждом торговом объекте имеется книга замечаний и предложений, в которую в случае имеющихся претензий на качество обслуживания можно сделать соответствующую запись. Руководство торгового объекта обязано отреагировать на внесенные в книгу замечания и в установленный срок дать Вам письменный ответ о принятых мерах реагирования.
В случае непринятия руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда жизни и здоровью граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, в соответствии с пунктом 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» влечёт наложение на него административного взыскания (штрафа).
Также каждому покупателю следует очень внимательно и ответственно относиться к совершению покупок продуктов питания.
Приобретая пищевые продукты, следует обращать внимание на условия их хранения в торговом объекте, целостность потребительской упаковки, наличие маркировки, сроки годности. Вся необходимая для потребителя информация (каким предприятием и когда произведена продукция, установленные производителем условия её хранения, срок годности, состав, энергетическая ценность и др.) указывается на её потребительской упаковке. Кроме того, этой информацией Вы всегда можете поинтересоваться у продавца торгового объекта, где реализуются продукты питания, прежде чем принять решение об их покупке.
Соблюдение этих очевидных правил убережёт Вас от возможности приобретения некачественного товара и от последующих дополнительных хлопот, связанных с попытками возмещения необоснованно понесенных финансовых трат.
Заведующий отделением гигиены питания Ю.Е.Гузик
Какие требования предъявляются к объектам, осуществляющим ремонт и техническое обслуживание транспортных средств?
Государственное учреждение «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» информирует, что с 26 февраля 2018 года вступают в силу «Общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования» (далее – ОСЭТ), утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства». В главе 6 ОСЭТ изложены Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию объектов, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, основные положения которых гласят следующее:
Территория объекта, осуществляющего ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, должна иметь твердое покрытие и содержаться в чистоте. При разливе нефтепродуктов и иных токсичных веществ должны быть приняты меры по исключению их влияния на здоровье человека.
На объекте должны быть обеспечены условия для соблюдения правил личной гигиены, приема пищи.
Транспортные средства, предназначенные для перевозки токсичных веществ, веществ, обладающих сильным и стойким запахом, загрязненные микроорганизмами и другим, прибывающие для технического обслуживания и ремонта, должны размещаться на специально выделенной площадке.
Помещение для мойки транспортного средства должно быть оборудовано системой вентиляции и устройствами очистки для повторного использования и отвода сточных вод. Должно быть предусмотрено бытовое помещение для работников.
Производственные операции по зарядке аккумуляторных батарей, приготовлению электролита, пайке клемм и восстановлению аккумуляторов должны проводиться в отдельном помещении, оборудованном местной вытяжной вентиляцией и оснащенном бачками с нейтрализующими растворами, устройствами для промывки глаз водой питьевого качества.
Осмотровые канавы должны иметь неабсорбирующую поверхность, своевременно освобождаться от грунтовых вод, содержаться в чистоте.
Отработанное масло необходимо сливать в промаркированные емкости с крышками.
При включении двигателя транспортного средства в зоне ремонта должно быть обеспечено удаление отработавших газов за пределы помещений зоны ремонта и технического обслуживания транспортных средств.
Электрогазосварочные работы необходимо выполнять на сварочных постах, оборудованных стационарными или переносными ограждениями и местной вытяжной вентиляцией. Место проведения сварочных работ должно быть ограждено защитными экранами.
Проведение окрасочных работ, в том числе пульверизационным способом, должно осуществляться в изолированном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией, или в окрасочной камере, оборудованной вытяжной вентиляцией. Участок для приготовления красок должен быть оборудован приточно-вытяжной вентиляцией.
При ремонте резинотехнических изделий с использованием клеевых составов работы должны проводиться на рабочем месте, оборудованном местной вытяжной вентиляцией.
Системы местной вытяжной вентиляции отделения зарядки и обслуживания аккумуляторов, агрегатного отделения, окрасочного участка и местной вытяжной вентиляции от установки регенерации масла должны быть раздельными.
При размещении объектов на территории гаражных кооперативов производственные и бытовые отходы должны храниться на площадках с твердым покрытием, расположенных на территории гаражных кооперативов. Должен быть оборудован туалет (биотуалет).
При организации ремонта транспортных средств в объектах, расположенных на территории гаражных кооперативов и в гаражах на территории усадебной жилой застройки, окрасочные работы должны проводиться с соблюдением установленных санитарно-гигиенических требований к проведению данных работ.
Также, дополнительно информируем, что положения иных нормативных правовых актов, содержащих требования в данной сфере, с 26.02.2018 года носят для предпринимателей рекомендательный характер, до разработки специфических санитарно-эпидемиологических требований. К таким документам относятся: Санитарные нормы и правила «Требования к санитарно-защитным зонам организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 11.10.2017 № 91, Санитарные нормы и правила «Требования для организаций по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.12.2012 № 190 с дополнениями, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.09.2015 № 101. С указанными документами Вы можете ознакомиться на официальном сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь (www.minzdrav.gov.by) в разделе санитарная служба, технические нормативные правовые акты.
За более подробной консультацией по данному вопросу Вы можете обратиться в территориальный центр гигиены и эпидемиологии по месту организации вышеуказанных объектов.
Врач-гигиенист (заведующий отделением гигиены труда) отдела гигиены Е.В.Смирнова
Почему в доме появилась плесень и как с ней бороться?
Споры плесневых грибков присутствуют в любом помещении, но основой их развития являются сопутствующие благоприятные условия, которые и становятся причинами появления плесени на стенах и в углах помещений квартиры:
-
повышенная влажность в сочетании с плохой вентиляцией (часто бывает на кухне или ванной, в квартирах на первых этажах и т.д.);
-
промерзание стен;
-
грунтовая сырость;
-
протекание труб водопровода;
-
протекания крыши;
-
плохо отапливаемое помещение.
В целом, все работы по борьбе с плесенью в доме сводятся к следующему перечню мероприятий:
-
очистить пораженную поверхность от плесени;
-
обработать поверхность средством от плесени, причем выбирать средство для борьбы с плесенью необходимо в зависимости от типа плесени. Поэтому при выборке того или иного препарата необходимо прочитать инструкцию и уточнить, для каких видов плесени предназначен данный препарат;
-
создать нормальные условия в помещении – ликвидировать условия, способствующие появлению плесневых грибков: промерзание стен, трещины в строительных конструкциях, уменьшить влажность внутри жилища (отсутствие неотапливаемых комнат в здании зимой, отсутствие в помещении сушащегося белья, ремонт текущих кранов, меньшее количество комнатных растений) и самих строительных конструкций, обеспечить помещение хорошей вентиляцией (более частое проветривание).
И если в доме все-таки появилась плесень необходимо обратиться в районную жилищно-эксплуатационную организацию для проведения соответствующего обследования и выявления причин, способствующих их появлению. По вопросам определения типа плесени можно обратиться в Институт микробиологии НАН РБ (ул. Купревича, 2, г.Минск, тел.267-47-66). Однако следует помнить, что организация обследования относится к компетенции жилищно-эксплуатационной организации.
Какие требования к размещению контейнерных площадок в населенных пунктах?
В соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством при размещении контейнерных площадок в населенных пунктах необходимо руководствоваться требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110, с изменением, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 октября 2015 г. № 102 (далее – СанПиН от 01.11.2011 № 110).
Согласно п. 17, п. 18 СанПиН от 01.11.2011 № 110 контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от: окон жилых домов, границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания, физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения.
Контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны соответствовать следующим требованиям:
-
содержаться в чистоте;
-
иметь удобные подъезды для транспортных средств, осуществляющих вывоз твердых отходов;
-
быть оборудованы искусственным водонепроницаемым покрытием;
-
иметь ограждение с трех сторон на высоту выше емкостей для сбора твердых отходов. При этом запрещается использовать в качестве строительных материалов для ограждений контейнерных площадок стекло, брезент и сетки;
-
размеры контейнерных площадок должны превышать по всему периметру размеры емкостей для сбора твердых отходов.
Полный текст данных, а также других санитарных норм и правил можно найти на сайте http://minzdrav.gov.by в разделе база правовых актов/тексты технических нормативных актов.