Популяризации физической активности в образовательном секторе государств-членов ЕС
15.03.2022
Недостаточная физическая активность была определена как один из ведущих факторов риска общемировой смертности и одна из причин повышения распространенности избыточного веса и ожирения.
Общеизвестно, что школы играют важную роль в популяризации физической активности среди молодежи. Подавляющее большинство детей и подростков проводят в школе большую часть дня, а это означает, что для выполнения рекомендуемого норматива (60 минут физической нагрузки ежедневно) им должны быть в полном объеме предоставлены соответствующие возможности. Физическая активность не только благотворно отражается на состоянии здоровья ребенка и стимулирует его физическое, умственное и эмоциональное развитие, но также способствует улучшению социальных навыков и успеваемости.
Существует несколько моделей повышения уровня физической активности среди школьников. Наиболее широко распространенной практикой являются уроки физкультуры, которые входят в обязательную школьную программу во всех государствах-членах ЕС. В то же время количество часов физкультуры в неделю, как обязательных, так и факультативных, и качество преподавания этого предмета в разных странах значительно различаются.
Популяризация физической активности в секторе образования государств-членов ЕС.
В популяризации физической активности в образовательном секторе государств-членов ЕС содержится ряд показателей, позволяющих осуществлять мониторинг занятий физкультурой в начальной и средней школе в странах ЕС, а также различные программы популяризации физической активности в школах, программы специальной подготовки для преподавателей физкультуры и программы поощрения активного передвижения до школы.
В школах всех государств-членов ЕС предусмотрены занятия физкультурой, и, как правило, в школьной программе на них отводится 2 часа в неделю. Во многих случаях количество учебных часов зависит от политики самой школы или программ субнационального уровня. В 22 (79%) странах в начальных школах и 20 (71%) странах в средних школах предусмотрено обязательное количество часов физкультуры. В остальных странах занятия физкультурой в школах носили частично или полностью факультативный характер.
По результатам анкетирования следует, что 20 (71%) стран осуществляют контроль качества занятий физкультурой в начальной или средней школе.
По данным, представленным 21 страной (75%), в программы обучения преподавателей физкультуры в этих странах включен обязательный или факультативный курс занятий по общеукрепляющей физической подготовке.
Также была представлена информация о проведении многочисленных мероприятий, направленных на повышение уровня физической активности до, после и во время школьных занятий. Наиболее распространенной формой популяризации физической активности оказались национальные внеклассные программы занятий спортом, действующие в 19 государствах-членах ЕС. Помимо этого, 14 стран сообщили о наличии национальных инициатив по проведению спортивных пауз в школах; в 14 странах имеются программы активного передвижения до школы, а в 11 – планы по проведению спортивных пауз во время школьных уроков.
Еще 12 стран (43%) заявили, что проводят мониторинг или исследования физической активности в секторе образования, а 18 (75%) подтвердили, что выделяют адресное финансирование в целях поддержки общеукрепляющей физической подготовки. По меньшей мере в 26 странах (93%) имеется как минимум одна программа или план действий по популяризации физической активности в секторе образования.
Во всех государствах-членах ЕС уже предусмотрены школьные курсы физической подготовки и различные программы, направленные на поощрение физической активности школьников до, после и во время школьных занятий. Тем не менее на национальном уровне может быть внедрена практика спортивных пауз во время уроков и разминок как часть учебного процесса. Количество часов физкультуры в школьной программе нередко устанавливается на субнациональном уровне, а в некоторых случаях – самими школами.
Важными факторами, от которых будет зависеть выполнение учащимися рекомендаций ВОЗ и укрепление потенциала школ в области популяризации физической активности среди молодежи, могут стать увеличение обязательных часов физкультуры в школьной программе и введение стандартов качества занятий.
Не может не вызывать оптимизма тот факт, что физическая культура входит в обязательную школьную программу всех государств-членов ЕС и везде предусмотрены нормативы или рекомендации по обеспечению надлежащего качества занятий физкультурой. Несмотря на то, что в большинстве школ уроки физкультуры проводятся на еженедельной основе, их качество как внутри одной страны, так и между странами может различаться.
Множество примеров из опыта государств-членов ЕС показывают, что эта схема может быть успешно реализована за счет сотрудничества между соответствующими секторами. Несмотря на то, что реализация инициатив, дополняющих уроки физической культуры, сопряжена с определенными трудностями, государствам-членам рекомендуется использовать возможности школ по повышению уровня физической активности учащихся. Подобные меры также будут способствовать сплоченности школьного коллектива, а следовательно, большей уверенности детей в себе и укреплению их самооценки.
Отдел гигиены