ПОДРУЖИМСЯ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ

01.09.2017

Некоторые родители уверены, что здоровье ребенка напрямую зависит от аппетита: «Съешь еще ложечку борща – будешь сильным и здоровым, как папа». Если ребенок много и часто кушает, значит, он здоровый, но это ошибочное мнение родителей.

Исторически наши предки часто не могли обеспечить детей не только сбалансированным питанием, но и хлебом насущным, и по сложившимся стереотипам, как только уровень жизни в семье повышается, родители принимаются пичкать своих детей едой и всякими вкусняшками.

Для наших недалеких предков не существовало проблемы недостатка физической активности. Человек был всегда физически активен, потому что добывал пропитание нелегким трудом. Даже хилый интеллигент в выходные дни так изнурял себя на даче, что в городе до пятницы не мог отойти от резей в мышцах и болей в суставах. Нынешние молодые люди предпочитают труду на даче мангал с шашлыками, шезлонг или гамак для сна на свежем воздухе.

Дефицит движения при избыточном питании приводит к нарушению осанки, избыточному весу, заболеваниям сердечно-сосудистой системы даже у младших школьников. Предотвратить все нежелательные аномалии в состоянии здоровья взрослого человека можно только при регулярной физической тренировке, и начинать нужно с детского возраста.

Коварство природы заключается в том, что она позволяет пользоваться всеми богатствами и преимуществами физической активности лишь тем, кто ведет активный образ жизни. Нельзя уметь противостоять утомлению, не утомляясь трудом; научиться без труда поднимать тяжести, не поднимая их; иметь красивую осанку и легкую походку, не формируя стройную фигуру путем специальных занятий. Единственный путь к здоровью и физическому совершенству – физическая культура, основа здоровья будущего взрослого человека, которая закладывается с самых первых лет его жизни.

КОГДА НАЧИНАТЬ?

Самый благоприятный период влияния физкультуры на организм – детские годы. Чем раньше начаты занятия физическими упражнениями, тем более нагляден преобразующий эффект этих занятий. Начиная занятия физкультурой с ребенком после 3 лет, родители уже опоздали с началом физического воспитания ребенка. Специальные комплексы физических упражнений и закаливание следует проводить с младенческого возраста. Они усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость.

Физкультура особенно необходима ребенку в первом десятилетии жизни. Недостаточная физическая активность детей особенно опасна в периоды активного роста тела ребенка и подростка, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала ребенка. Школьная программа постоянно усложняется и требует от ребенка значительного умственного и нервно-психического напряжения. Успешно противостоять ему может только хорошо физически подготовленный и здоровый ребенок. Детский сад и школа сами по себе не могут без помощи семьи решить задачи физкультурного воспитания детей. Уроки физкультуры в садике и школе компенсируют малую часть суточной нормы двигательной активности ребенка.

На помощь должна прийти семья. Правильно организованный двигательный режим, разумное чередование различных физических нагрузок и закаливание позволяют смягчить отрицательные последствия диспропорций роста, не допустить возникновения заболеваний, помогают организму лучше сбалансировать процессы роста и физиологического созревания.

Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях, соблюдать правила личной гигиены, режим дня и организацию рационального питания.

БОДРОСТЬ С УТРА

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка в любом возрасте. Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой вместе с родителями, главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития малыша, а также постоянно проявлять выдумку и, время от времени, разнообразить используемые упражнения. Утреннюю гимнастику с детьми желательно проводить на свежем воздухе, если это не возможно, например, в городе, то занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха 16-17 ?С.

Для упражнений, выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический коврик. Для начала занятий утренней гимнастикой не требуется никакой подготовки: поднимитесь сами, разбудите малыша, откройте форточку или окно, включите музыку и, пожалуйста, набирайтесь бодрости, сил и здоровья.

При выполнении ребенком упражнений нужно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание. Малыш должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох. В большинстве упражнений имеются указания, когда делать вдох, а когда выдох. Также необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например, сгибание колен, при выполнении движений для туловища. При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма.

Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:

  • потягивание;
  • ходьба (на месте или в движении);
  • упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
  • упражнения для мышц туловища и живота; 
  • упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);
  • упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны));
  • упражнения силового характера;
  • упражнения на расслабление;
  • дыхательные упражнения.

Во время занятий утренней гимнастикой с ребенком следует избегать упражнений, связанных с натуживанием. При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять, в зависимости от заинтересованности ребенка, раз в месяц, начиная постепенно заменять отдельные составляющие через три недели начала занятий по данному комплексу.

Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гантелями (0,3 или 0,5 кг), гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т.д. До и после зарядки, 2-3 раза в неделю, подсчитывайте пульс ребенка, если после занятий он не превышает 100-110 ударов в минуту, то все в порядке. Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры.

СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА

Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами. Заниматься можно босиком, с минимумом одежды, стесняющей движения. Все виды закаливания обладают общим благоприятным воздействием на организм, улучшают функционирование всех его систем и органов. Закаливающие процедуры повышают устойчивость к холоду, воздействие высоких температур – к жаре. Успех возможен, когда закаливающие процедуры проводятся систематически, непрерывно и длительное время. Нежелательны пропуски даже в 2-3 дня, а перерыв в 2-3 недели, вынуждает начинать закаливающие процедуры с ранних стадий.

При закаливании организма используют обычно природные факторы – воздух, солнце и воду. При выборе закаливающих средств и их дозировки должны учитываться состояние здоровья, выносливость и другие индивидуальные особенности ребенка. Закаливание лучше проводить на природе – купание в открытом водоеме, воздушные ванны, загар. Хороший эффект дает дневной сон на свежем воздухе (зимой – в спальном мешке).

Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой. В последнее время заметно увлечение различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей. Привычной картиной становятся семьи, в полном составе занимающиеся бегом, лыжами, закаливанием, «моржеванием» и другими видами оздоровительной физкультуры.

Только приучив ребенка постоянно заботиться о своем здоровье, привив ему полезную привычку регулярно выполнять физические упражнения, можно воспитать здорового человека, способного сохранить работоспособность и бодрость духа до глубокой старости. Привычка к физкультуре равносильна привычке умываться и чистить зубы по утрам. Упущенное в детстве невозможно восполнить в зрелом возрасте.

Фельдшер-валеолог отдела общественного здоровья Ж.В. Александрова