Синдром эмоционального (профессионального) выгорания
28.10.2021
Мы живем в современном мире стрессов и страстей. Стресс может быть вызван как положительными, так и отрицательными факторами.
С одной стороны стресс мобилизует организм и способствует лучшему приспособлению человека к изменяющимся условиям, с другой стороны, если стресс очень сильный и долго длится, то это перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим «поломкам» в организме. Человек «выгорает» эмоционально, профессионально и психологически.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – специфический вид профессиональной деформации качеств личности, вынужденной во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
Проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой и, в конечном итоге, – в резком ухудшении качества жизни.
Термин «выгорание» был предложен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году и представляет собой «угасание мотивации и снижения активности на рабочем месте». Потеря интереса к работе – самое яркое последствие «выгорания».
«Синдром выгорания» характерен для так называемых альтруистических профессий, где доминирует работа с людьми и забота о людях (врачи, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов).
Причины и факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания.
Главной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое и душевное переутомление, которому способствует стресс на рабочем месте.
В развитии синдрома эмоционального выгорания важную роль играют также следующие факторы:
1. Личностный: связан с личностными особенностями человека, ведь одна и та же стрессовая ситуация разными людьми воспринимается по-разному. Некоторых она преследует повсюду: и днем, и ночью, и дома, и на работе. К такой категории относятся:
Идеалисты – люди, эмоционально вовлеченные в дело.
Интроверты – личности, характеризующиеся концентрацией внимания на себе, а не на окружающей действительности.
Фанаты – сутками работают над воплощением своих идей и образов.
Трудоголики – для них работа как наркотик, они настолько увлекаются, что не следят за здоровьем, забывают о личной жизни, кладут все на алтарь своего дела. Отдавая себя без остатка, они ждут признания общества. Не дождавшись его, получают серьезный психологический удар.
2. Производственный: связан с местом работы, способствует «выгоранию» в тех случаях, когда в коллективе отсутствует моральная поддержка и компромиссы, имеют место постоянные конфликты.
3. Социальный: связан с недостаточным финансированием отрасли, слабой материальной базой и низкой заработной платой, нормативными перегрузками и т.д.
Симптомы «синдрома эмоционального выгорания»:
в поведении – утрата творческого подхода к работе со снижением успехов и достижений, опоздания на работу, формальное и ограниченное общение с коллегами и студентами, употребление табака, алкоголя, лекарств, ограничение потребности в развитии и восстановлении здоровья;
в чувствах – утрата чувства юмора, наличие чувства вины и самобичевания, раздражительность, тревожное ожидание неудач, появление гнева, обиды, вспыльчивости, ощущение предвзятого отношения к себе, собственного бессилия что-либо изменить и последующим безразличием и равнодушием;
в интеллекте и личности – уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, навязчивые мысли о том, чтобы оставить или изменить работу в связи со своей несостоятельностью или утратой интереса к работе, раздражительностью и недоверием;
в физическом состоянии – физическая усталость и истощение умственной деятельности в течение всего дня, нарушение сна без ощущения отдыха и восстановления физических и умственных сил;
в социальной самоизоляции – уменьшение социальной активности и интереса к досугу, хобби, формальные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, чувство недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег;
Диагностирование СЭВ осуществляется как на основе перечисленных симптомов и признаков, так и с помощью разработанных специальных и личных (индивидуальных) опросников и тестов.
Лечебно-профилактические мероприятия:
- принятие активной профессиональной позиции и личной ответственности за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменения поведения;
- овладение умениями и навыками саморегуляции – релаксация, расслабление скелетной мускулатуры и снятие психического напряжения;
- нахождение для себя интересов, не связанных с работой – иметь хобби, доставляющее радость, это позволит снять рабочее напряжение, сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
- уходить от ненужной конкуренции – бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным;
- вовлечение в профессионально-эмоциональное общение – когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным, необходимо принимать участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможным встретиться с новыми людьми, обменяться опытом;
- поддержание своего здоровья в нормальном состоянии – соблюдать режим сна и питания. Быть внимательным к себе, сохранять баланс «работа-отдых».
Если же развитие СЭВ зашло далеко и наблюдается стойкое негативное отношение к работе, к пациентам, коллегам, возможно стоит рассмотреть вопрос о смене места работы, перехода на административный вид деятельности или другую работу, не связанную с людьми.
Научитесь делать свою жизнь разнообразней и интересней!
Врач-гигиенист (заведующий отделением гигиены детей и подростков) отдела гигиены Федоткова Инга Михайловна