Синдром эмоционального (профессионального) выгорания

28.10.2021

Мы живем в современном мире стрессов и страстей. Стресс может быть вызван как положительными, так и отрицательными факторами.

С одной стороны стресс мобилизует организм и способствует лучшему приспособлению человека к изменяющимся условиям, с другой стороны, если стресс очень сильный и долго длится, то это перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим «поломкам» в организме. Человек «выгорает» эмоционально, профессионально и психологически.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – специфический вид профессиональной деформации качеств личности, вынужденной во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой и, в конечном итоге, — в резком ухудшении качества жизни.

Термин «выгорание» был предложен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году и представляет собой «угасание мотивации и снижения активности на рабочем месте». Потеря интереса к работе – самое яркое последствие «выгорания».

«Синдром выгорания» характерен для так называемых альтруистических профессий, где доминирует работа с людьми и забота о людях (врачи, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов).

Причины и факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания.

Главной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое и душевное переутомление, которому способствует стресс на рабочем месте.

 В развитии синдрома эмоционального выгорания важную роль играют также следующие факторы:

      1. Личностный: связан с личностными особенностями человека, ведь одна и та же стрессовая ситуация разными людьми воспринимается по-разному. Некоторых она преследует повсюду: и днем, и ночью, и дома, и на работе. К такой категории относятся:

Идеалисты – люди, эмоционально вовлеченные в дело.

Интроверты — личности, характеризующиеся концентрацией внимания на себе, а не на окружающей действительности.

Фанаты — сутками работают над воплощением своих идей и образов.

Трудоголики — для них работа как наркотик, они настолько увлекаются, что не следят за здоровьем, забывают о личной жизни, кладут все на алтарь своего дела. Отдавая себя без остатка, они ждут признания общества. Не дождавшись его, получают серьезный психологический удар.

      2. Производственный: связан с местом работы, способствует «выгоранию» в тех случаях, когда в коллективе отсутствует моральная поддержка и компромиссы, имеют место постоянные конфликты.

      3. Социальный: связан с недостаточным финансированием отрасли, слабой материальной базой и низкой заработной платой, нормативными перегрузками и т.д.

Симптомы «синдрома эмоционального выгорания»:

в поведенииутрата творческого подхода к работе со снижением успехов и достижений, опоздания на работу, формальное и ограниченное общение с коллегами и студентами, употребление табака, алкоголя, лекарств, ограничение потребности в развитии и восстановлении здоровья;

в чувствахутрата чувства юмора, наличие чувства вины и самобичевания, раздражительность, тревожное ожидание неудач, появление гнева, обиды, вспыльчивости, ощущение предвзятого отношения к себе, собственного бессилия что-либо изменить и последующим безразличием и равнодушием;

в интеллекте и личностиуменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, навязчивые мысли о том, чтобы оставить или изменить работу в связи со своей несостоятельностью или утратой интереса к работе, раздражительностью и недоверием;

в физическом состояниифизическая усталость и истощение умственной деятельности в течение всего дня, нарушение сна без ощущения отдыха и восстановления физических и умственных сил;

в социальной самоизоляции — уменьшение социальной активности и интереса к досугу, хобби, формальные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, чувство недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег;

Диагностирование СЭВ осуществляется как на основе перечисленных симптомов и признаков, так и с помощью разработанных специальных и личных (индивидуальных) опросников и тестов.

Лечебно-профилактические мероприятия:

  • принятие активной профессиональной позиции и личной ответственности за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменения поведения;
  • овладение умениями и навыками саморегуляции — релаксация, расслабление скелетной мускулатуры и снятие психического напряжения;
  • нахождение для себя интересов, не связанных с работойиметь хобби, доставляющее радость, это позволит снять рабочее напряжение, сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
  • уходить от ненужной конкуренции бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным;
  • вовлечение в профессионально-эмоциональное общение — когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным, необходимо принимать участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможным встретиться с новыми людьми, обменяться опытом;
  • поддержание своего здоровья в нормальном состояниисоблюдать режим сна и питания. Быть внимательным к себе, сохранять баланс «работа-отдых».

Если же развитие СЭВ зашло далеко и наблюдается стойкое негативное отношение к работе, к пациентам, коллегам, возможно стоит рассмотреть вопрос о смене места работы, перехода на административный вид деятельности или другую работу, не связанную с людьми.

Научитесь делать свою жизнь разнообразней и интересней!

 

Врач-гигиенист (заведующий отделением гигиены детей и подростков) отдела гигиены      Федоткова Инга Михайловна