Утренняя гимнастика для малышей

30.11.2021

Потребность в движении, повышенная двигательная активность являются наиболее важными биологическими особенностями детского организма. Недостаток движений является одной из причин нарушения осанки, ухудшения функции стопы, появления избыточной массы, понижения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и других нарушений в физическом развитии организма. Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах ребенок с трудом осваивает или вовсе не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками.

Утренняя гимнастика – направлена на активизацию деятельности организма и повышение его работоспособности. Ежедневные выполнения упражнений положительно сказываются на формировании правильной осанки, вырабатывают дисциплинированность, воспитывают интерес к физическим упражнениям, вызывают эмоциональный подъем.

Как проводить утреннюю гимнастику?

Пользу утренней гимнастики для детей сложно переоценить. Но важно понимать, что упражнения лучше выполнять натощак, либо не ранее чем через 30- 40 минут после приема пищи (легкого завтрака). Перед гимнастикой необходимо умыться, привести себя в порядок.

Длительность утренней гимнастики для детей в возрасте от 1 до 2 лет должна составлять 5-7 минут, от 2 до 3 лет – 10 минут, от 3 до 4 лет – 15 минут, с детей в возрасте от 4 до 5 лет – 20-25 минут, для 5-6- летних – 30 минут, для 6-7-летних – 35 минут.

Утренняя гимнастика должна состоять из вводной, основной (общеразвивающих упражнений) и заключительной частей. Последовательность данных частей отражает закономерности динамики работоспособности организма. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности органов и систем (фаза врабатывания), что и происходит в подготовительной части гимнастики. Затем достигнутый уровень работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону увеличения и снижения ее (фазой устойчивой работоспособности) – основная часть гимнастики. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность ребенка постепенно падает (фаза истощения или утомления) и соответствует заключительной части.

Цель вводной части гимнастики заключается в более полной мобилизации возможностей организма, т.е. функциональной подготовке организма к предстоящей основной деятельности (разминке) с помощью разнообразных, легко дозируемых упражнений, не требующих длительного времени на подготовку и выполнение. Основная часть бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной. В сложной − применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки. Цель заключительной части в постепенном снижении функциональной активности организма (упражнения на расслабление).

Если есть возможность, то летом утренняя гимнастика может проводится на улице или открытой веранде. При проведении гимнастики в квартире зимой необходимо предварительно проветрить комнату, а летом нужно открыть окно.

Что необходимо для проведения утренней гимнастики?

При проведении утренней гимнастики, выбирайте одежду не стесняющую движения, выполненную из натуральных тканей. Для дома достаточно майки, трусиков и носочков. Если гимнастика проводится на улице, следует одеться по погоде.

Чтобы гимнастика приносила только пользу учитывайте здоровье ребенка и желание. При первых признаках инфекционного или вирусного заболевания отложите проведение гимнастики до полного выздоровления.

Не переутомляйте ребенка, пусть гимнастика выполняет свою главную задачу: помогает организму проснуться и дарит заряд бодрости. Тогда вы постепенно приучите ребенка к физическим упражнениям. Превратите ее в традицию, занимательную игру и будите выполнять регулярно.

Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить крохе любовь к утренней гимнастики – заняться ею вместе с ним!

Врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков     Н.И. Таганович